Наступивший декабрь оказался удивительно богатым на премьеры. И среди спектаклей, которые следует обязательно посмотреть, — «Дон Кихот» в Театре им. Ленсовета, постановка по пьесе М.А. Булгакова. VashDosug.ru побеседовал с режиссером о поэтике булгаковских текстов и о том, как жизнь самого Михаила Афанасьевича связана с Дон Кихотом.
— Перечитывая пьесу Булгакова «Дон Кихот» кажется, что это произведение не про героя нашего времени...
— Я полагаю, что есть понятие «герой нашего времени» и есть понятие «герой на все времена». Думается, что люди несогласные с мироустройством, борющиеся за изменения, за гармонизацию мира — при этом не важно, рыцари они или не рыцари, поэты-изгнанники или художники, режиссеры или политики — есть, были и будут всегда. Всегда найдутся странные люди, которые возлагают на себя непосильное бремя изменений мироздания. И мне кажется, что Дон Кихот всегда будет современным героем.
— Неужели Вы хотите сказать, что Дон Кихот в вашем спектакле романтик?
— В нашем спектакле есть определенное преломление, связанное с именем Михаила Афанасьевича Булгакова. Конечно, в Дон Кихоте много романтизма, идеализма, максимализма, наивной детскости. Это неразрывные составляющие этого персонажа. Не хочу говорить про Дон Кихота как про миф или про образ. Хочу говорить как про человека. Очень хочется найти в нашем спектакле человека, а не воплощение какого-то мифа.
— Идея постановки этой пьесы пришла сама собой или вы все-таки долго выбирали, какой именно текст нужно ставить?
— Когда мне было предложено Юрием Бутусовым поставить спектакль в театре им. Ленсовета, я долго искал название. И мистическим образом в один день, находясь в разных частях страны, мы поняли, какое произведение должны поставить. Я тогда был в Тюмени и в какой-то момент осознал, что это должен быть «Дон Кихот». Юрий находился в Петербурге и его соратник Николай Реутов (он и мой соратник тоже) прислал мне смс-сообщение с предложением поставить Дон Кихот. В итоге родилось название.
— Когда вы размышляли над выбором пьесы, над какими вариантами вы также задумывались?
— Прежде всего, я понимал, что это должна быть высокая комедия. Например, это мог быть Мольер. Но в то время я работал над Ремарком в Тюмени и Мольер не очень попадал на ремарковскую почву. Вообще для меня это уже не первая встреча с Булгаковым. Я уже ставил спектакль «Мольер» по пьесе «Кабала Святош». Поэтому «Дон Кихот» это продолжение диалога с мастером. Я рад, что меня поддерживают артисты и художники, что Дон Кихот — во многом и сам Булгаков. И этот мотив мы хотим осторожно внедрить в наш спектакль.
— Как вам кажется, в чем особенность булгаковской драматургии по сравнению с другими текстами, с которыми вы работали?
— Булгаков, как человек влюбленный в Мольера, является для меня преемником французского драматурга. Мольер всегда во всех своих пьесах писал только про себя, будь он Аргоном, Скапеном или даже Скупым. Каждая пьеса Мольера пронизана им самим, и Булгаков подхватил этот мотив и в его драмах это тоже присутствует. Каждая пьеса пронизана его острым отношением к миру, к людям, к себе. И в частности, в этой драме, даже больше чем в «Кабале Святош», я вижу самого Булгакова. Если почитать его дневники, письма, вы увидите, насколько этот человек был несчастен, одинок. Сколько усилий он прикладывал к тому, чтобы изменить свою жизнь, и это почти никогда не удавалось. Сталинский режим сделал из Булгакова показательную фигуру своего времени. Режим душил его разными способами, в частности и тем, что редко пускал его пьесы на сцену.
— В спектакле будут аллюзии, связанные с биографией Булгакова?
— Я думаю, нет, разве только в ощущениях. Конкретных привязок к биографии не будет. Путь Дон Кихота, путь странствий и печальный конец — это и есть жизнь Булгакова, который прошел множество кругов ада.
— А это разве не путь любого творческого человека?
— Если бы это было не так, он не был бы настоящим художником. Только во внутреннем протесте есть пружина творчества.
— Я думаю, не было сомнений в том, кто исполнит главную роль в Вашем спектакле.
— Понятно, что это должен был быть . Он уже давно хотел сыграть Дон Кихота. И я рад, что наши интересы здесь совпадают.
— Думается, многих заядлых театралов Петербурга волнует вопрос, который касается вашего союза с театром им. В. Ф. Комиссаржевской. Была информация, что, согласившись на должность главного режиссера, вам придется отказаться от ваших ролей. Так ли это?
— По этому поводу в СМИ написали и сказали много лишнего. На сегодняшний день есть устная договоренность, что я стану главным режиссером театра им. В.Ф. Комиссаржевской с апреля. Ведутся переговоры, мы намечаем планы на следующий сезон, но пока это все довольно абстрактно, и я не собираюсь расставаться со своими ролями. Я, возможно, не буду делать новых актерских работ, потому что мне это сейчас неинтересно. Но я продолжу играть в Таком театре и в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Это роли, которые во многом меня сформировали, и для меня очень важно продолжать их играть.