В Санкт-Петербурге становится все больше театральных студий и школ для непрофессионалов, где любой человек может почувствовать себя актером. Каждая такая студия отличается от остальных, в каждой — собственный мир, своя атмосфера. VashDosug.ru собрал самые интересные театральные студии Петербурга и узнал у их основателей и идеологов все о процессе обучения.

«Легкие Люди»

Одна из самых популярных в городе театральных школ. Она была создана более 4 лет назад Александром Вайнштейном и Татьяной Прияткиной, как театральный центр с образовательными программами для взрослых и детей. За эти годы проект серьезно расширился и стал известен по всему городу.

Юлия Поцелуева (исполнительный директор): «Нам важно, чтобы каждый студент мог выбрать, чем интересно заниматься именно ему. Поэтому одновременно у нас работают до 8 актерских групп, которые ведут актеры и режиссеры петербургских театров, также есть большой выбор факультативов — речь, движение, акробатика, вокал, драматургия и т.д. В рамках совместного с площадкой «Скороход» проекта «Здесь и сейчас» проходят встречи с людьми, определяющими лицо современного театра. У нас в гостях побывали В.М. Фильштинский, театр AXE, Александр Баргман, Кирилл Серебренников и другие. У нас очень разные ученики — кто-то мечтает поступить в театральную академию, кто-то до прихода к нам ни разу в жизни не был в театре. Процесс обучения стирает все границы, на первое место выходит творчество».


Театр-школа актерского мастерства «Образ»

Театр-школа создавалась как филиал одноименной московской школы в 2004 году. Однако сейчас она выросла в самостоятельный театральный центр для взрослых. В школе проходит обучение по трем направлениям: актерское мастерство для жизни, сценическая речь и углубленный курс актерского мастерства.

Наталья Кияновская (директор): «В нашей школе взята за основу программа обучения студентов высших театральных учебных заведений, адаптированная специально для любителей. Базовая программа включает именно те элементы актерского мастерства, которые позволяют человеку довольно быстро раскрепоститься. Разумеется, в нее входит масса упражнений для развития воображения, памяти, внимания, коммуникативных навыков. Изначально люди приходят учиться не ради чистого искусства, а для улучшения качества собственной жизни, но к концу обучения многие выпускники стремятся попасть в одну из театральных лабораторий, руководимых нашими режиссерами. А кто-то решает сделать театр своей профессией, и поступает в ВУЗ. Таким образом, все больше людей приобщается к театральному искусству и становится частью его — и это прекрасно!»


«TEATRING» и «ORATORIS»

С 2007 года в Петербурге существует два параллельных проекта, созданных актером и педагогом Антоном Духовским: Школа актёрского мастерства «TEATRING» и Школа ораторского искусства «ORATORIS». Пока они функционируют как школы для взрослых, но с сентября 2014 года открывается и детское направление.

Антон Духовский (художественный руководитель): «Название «TEATRING» состоит из двух слов «teatr» и «ring». Наша школа — своего рода театральный ринг для борьбы со своими страхами, на котором бой за боем предстоит преодолевать самого себя. Мне кажется, что актёрское мастерство дает людям возможность прожить множество ситуаций, побыть в разных ролях, получить огромный психологический опыт, преодолеть страх публичных выступлений, стать более раскрепощенными и свободными. Курсы актёрского мастерства — это сильный личностный рост.»


Школа «iMPROSTO»

Первая школа Импро-театра в России. Это направление очень популярно на Западе, но в России не распространено. Импро — это импровизированные сценки на основе предложений зрителей. Руководитель школы «iMPROSTO» Константин Барышев был так потрясен этим направлением театральной импровизации, что в 2011 году открыл свою школу Импро-театра для взрослых.

Константин Барышев: «Импро — это очень интересно и динамично. Огромный плюс Импро — это то, что им можно заниматься где угодно: в кафе, на природе, в квартире. И не нужно готовиться! Театр и особенно импровизация дают доступ к «состоянию Игры», когда человек начинает проще смотреть на мир. В Импро особенно развивается «бесстрашие» перед тем, что будет дальше: ты просто отключаешь мозг и реагируешь «здесь и сейчас», не переживая лишний раз о будущем. Это очень приятно».


Театр-студия СПбГУ

Пожалуй, старейшая театральная студия Санкт-Петербурга, театр-студия СПбГУ ведет свою историю с 1944 года. Здесь начинали свой творческий путь Сергей Юрский, Игорь Горбачев, Иван Краско, Леонид Харитонов, Татьяна Щуко, Александр Галин, Андрей Толубеев, Борис Смолкин, Сергей Барковский.

В 2014 году театр-студия отметит свое 70-летие. В рамках празднования 70-летия пройдут творческие встречи с актерами, драматургами, режиссерами, вышедшими из стен университетского театра, будут показаны лучшие спектакли театра.

Маргарита Дульченко (художественный руководитель): «Наш театр долгое время был без помещения. В 2005 году нас приютила администрация Адмиралтейского района с условием, что мы будем работать не только со студентами СПбГУ, но и со студентами других ВУЗов и молодежью Петербурга. Занимаемся мы бесплатно, что в наше время редкость. Воспитание театром — вещь замечательная. Ведь чтобы сыграть другого человека, нужно понять его, пропустить его боль через себя, определить его проблему, что позволяет больше понимать окружающих людей, расширяет понимание мира. Это очень хорошее приобретение в молодости».


Театр-студия Анастасии Удаловой

Театр-студия Анастасии Удаловой, работающая в Санкт-Петербурге с 2004 года — один из главных «поставщиков» юных артистов в театры города. Дети от 4 до 17 лет участвуют в выступлениях в Консерватории, театре Музыкальной комедии, театре «Санкт-Петербург Опера», Мариинском театре, Юсуповском дворце, Доме композиторов и других площадках, в концертах на День города, Администрации города, Администрации Президента РФ в Москве. Выпускники и Учащиеся театра-студии играют в таких мюзиклах, как «Бал вампиров», «Алладин», «Оливер», «Брысь», «Пола Негри», «Мамма миа», операх «Замок герцога Синяя борода», «Тоска», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и так далее.

Анастасия Удалова: «У нашей студии нет коммерческих целей. Создавая студию, я мечтала вырастить артистов более приспособленных к реалиям современного театра, артистов синтетического жанра, владеющих сценической речью, умеющих хорошо петь, двигаться и играть на сцене. К тому же театр-студия это своеобразная площадка для молодых творческих художников в широком смысле этого слова. Десять лет назад, когда я была еще студенткой, студия стала для меня постановочным раем, где можно было попробовать реализовать то, что запрещали мастера в процессе обучения».