Хотя финансовый год, по традиции, завершают в декабре, итоги музыкально-театрально-выставочно-книжных, то есть обобщенно — культурных событий, определенно, не имеют календарных ограничений. К окончанию новогодних каникул пора вспомнить лучшее, что случилось в театрах, музеях, на книжных полках в 2013 ушедшем году.
1. Драматические театры
Лихорадка — юбилейная и любовная
«Все мы прекрасные люди»
Театр им. Ленсовета
Год своего 80-летия театр встретил залпом премьер. Одна из самых заметных — «Все мы прекрасные люди» по тургеневской пьесе «Месяц в деревне». В руках режиссера Юрия Бутусова мелодраматическая история зазубрилась острыми гранями страстей. Динамичный и экстравагантный спектакль понравился современной публике, которая заполняет зал «по горлышко» и радостно откликается на песню МакSим «Одиночка» в исполнении Анны Ковальчук, играющей хозяйку имения Наталью Петровну, потерявшую голову от любви к молодому учителю сына. В спектакле и в помине нет скучного реализма, зато хоть отбавляй экспрессии. Сгорающая в любовной лихорадке героиня с размаху, в одежде, падает в ванну и бьет по воде руками с криком «Он должен уехать!»
Немаленькая трагедия
«Ночь Гельвера»
Театр им. Комиссаржевской
Для сильных духом в Театре им. Комиссаржевской — премьера Александра Баргмана «Ночь Гельвера». Трагическая история «на двоих» рассказана на Малой сцене театра актерами Денисом Пьяновым и Оксаной Базилевич и отсылает к событиям «Хрустальной ночи» в нацистcкой Германии в 1938 году. Он — тридцатилетний, умственно отсталый мужчина. Она, потеряв в жизни все, взяла его на воспитание. Гул того страшного времени звучит за сценой: агрессивный рев толпы погромщиков сливается со звуками фашистских маршей. И хотя с самого начала спектакля понятно, что маленький мир Гельвера и Клары не в силах выдержать натиск вселенской катастрофы, финальная сцена трогает до слез даже скептиков. Спектакль — лауреат премии «Золотой софит» в двух номинациях: «Лучший спектакль на малой сцене» и «Лучший актерский дуэт».
Навороченное пространство
Открытие Новой сцены Александринского театра
Об этом событии весной взахлеб писали все СМИ — и питерские, и федеральные, расхваливая безграничные технические возможности Новой сцены. Амбициозный проект возглавил режиссер Марат Гацалов. Собственный репертуар сцены только формируется, но обещано, что премьеры посыпятся чуть ли не с января. На данный момент афишу заполняют спектакли молодежной режиссерской лаборатории «On.Teaтр», Русского инженерного театра «AXE» и музыкальные перфомансы. Даже если вы любите современный театр только за Сергея Безрукова в роли Пушкина, увидеть самое навороченное и продвинутое сценическое пространство в городе просто необходимо.
Хиты нон-стоп
Зимний международный театральный фестиваль
Новый фестиваль возглавил Лев Додин, доказав что хороших театральных форумов много не бывает. В основную программу вошли спектакли выдающихся режиссеров: Питера Брука, Томаса Остермайера, Люка Персеваля, Тони Сервилло и Люка Бонди — именно эти художники сегодня задают тон в европейском театре. Причем в Питер они привезли не подзатертые ретроспективы, а премьеры последних лет. Словом, именитому «Балтийскому дому» теперь уж точно не придется почивать на лаврах, а у зрителей появилось еще одно окно в Европу.
2. Классика, опера, балет
Последний гений
Концерт Григория Соколова
Гениальный пианист, чьего концерта в Петербурге ждут каждую весну как ритуального приобщения к заоблачным музыкальным высотам, заставил своих поклонников поволноваться, перенеся свое выступление из-за болезни на два с половиной месяца. Но этот праздник для посвященных все-таки состоялся, и битком набитый зал, затаив дыхание, вслушивался в музыку Шуберта и Бетховена, до последнего штриха и последнего звучания обертонов отточенного великим музыкантом. Тут даже и не скажешь, Шуберт ли гений или Соколов — в данном случае отделить музыку от исполнителя не получается, настолько совершенен результат.
В сражениях с мельницами
Феруччо Фурланетто в партии Дон Кихота
Выдающийся итальянский бас исполнил в Петербурге («Дон Кихот» Жюля Массне, постановка Янниса Коккоса) коронную партию Федора Шаляпина, для которого Массне и писал эту оперу. Великолепный голос и отделанная до последнего штриха роль, идеальное соответствие материала со всем его литературным бэкграундом и образа, созданного певцом, снискали ему мировую славу. Такого Дон Кихота хочется видеть и слышать снова и снова, показывать детям и хвастаться таким опытом знакомым меломанам.
Головокружительный Уильям
Балеты Уильяма Форсайта
Новая сцена Мариинского театра
Мариинский театр восстановил в репертуаре два балета крупнейшего современного хореографа. Фактически, одноактовки «Головокружительное упоение точностью» и «Там, где висят золотые вишни» поставлены ассистентами Форсайта заново, что только на пользу молодым артистам-исполнителям. А для сравнения и пущего приобщения к иной хореографической культуре, на премьере возобновления был показан новый балет мастера с его собственной «The Forsythe Company» — почти беззвучный и удивительно захватывающий своим ритмом и драйвом «N.N.N.N.».
Необъяснимый Киллиан
Балеты фестиваля «Дягилев. P. S.»
Продолжая традицию великого антрепренера, организаторы этого фестиваля привозят в Северную столицу самое новое и самое интересное из «области балета». И если Анжелен Прельжокаж не новый гость «Дягилев. P. S.», то Иржи Киллиан — хореограф мирового уровня и известности — посетил фестиваль впервые. Впрочем, главное — это то, что его балеты впервые «зазвучали» на петербургской сцене. И если о «Восковых крыльях» и «Солдатской мессе» еще можно поспорить, то «Боги и собаки» в исполнении Баварского национального балета — зрелище завораживающе прекрасное. Необыкновенный балет, созданный на грани классической и авангардной музыки, резких и плавных движений, абстрактной и чувственной хореографии. Необъяснимо и прекрасно!
3. Книги
Антон Понизовский. «Обращение в слух»
Лениздат, 2013
Безоговорочное первенство отдаем Антону Понизовскому и его роману. Во-первых, за то, что, влившись в ряды писавших или пишущих о страданиях русской души, не пошел по стопам великих и потому оставил собственный след. Во-вторых, за смелость, с которой использовал рассказы реальных людей (записанные, в частности, на обычном рынке), приведя их в книге со всеми особенностями — речевыми ошибками, оборванными фразами, сетованиями, тоской, позволив таким образом России, по замечанию Леонида Парфенова, рассказать о себе от первого лица. И, наконец, в-третьих и в-главных, за то, что показал: для того чтобы ответить на вопрос одного из героев, сладко проводящего время в Швейцарии (где же еще?), можно ли, в здравом уме находясь, видеть в «этой стране» что-то хорошее, — достаточно просто «обратиться в слух».
Даниил Гранин
Патриарх отечественной литературы 1 января отметил свой 95-й день рождения. Кого угодно может взволновать такая дата, но только не Гранина. Сам сказал как-то: с датами нужно установить правильные отношения. Он, похоже, установил: в 2012-м его роман «Мой лейтенант» стал лауреатом премии «Большая книга». В январе 2013-го представил новое издание знаменитой «Блокадной книги», куда вошли фрагменты, изъятые советской цензурой, и новые главы. В конце года, как раз к юбилею, подгадал «Лениздат» выход книги «Человек не отсюда», в которую вошли эссе, автобиографические заметки, письма. Сам Даниил Гранин говорит: «Я просто хотел рассказать о своей жизни, то, какие события я пережил, а их было достаточно много. Я хотел рассказать все, что составляет чудо жизни. Это важная тема. Мы живем в очень раздраженной, злой, завистливой и недоброжелательной среде. Мы забываем о том, что жизнь короткая и очень хрупкая. Она в любую минуту может сломаться. Мы забываем о том, что жизнь нужно воспринимать как чудо».
XIII Премия «Национальный бестселлер»
Июнь 2013 года
В кулуарах премии говорили, что сенсаций не будет. Что фаворитов двое, и борьба пойдет между Максимом Кантором с его не просто толстым, а очень толстым «Красным светом» — книгой из разряда тех, про которые не скажешь «за вечер проглотил», и Евгением Водолазкиным с его философско-исторически-житийным «Лавром». Но сенсация случилась, и награда неожиданно, хотя и после упорной борьбы мнений, досталась автору романа «Волки и медведи» Фиглю-Миглю, которого никто в глаза не видел, и потому его гендерная принадлежность была загадкой, а имя и вовсе вызывало вопросы: родители ли соригинальничали, или это такой забойный творческий псевдоним, а может, и вовсе прозвище? Про лауреата было еще известно, что два года назад он/она уже номинировался на «Нацбест» с романом «Ты так любишь эти фильмы», и что еще написал роман «Щастье». И все ахнули, когда победитель оказался высокой, тонкой женщиной с русалочьими волосами по имени Катя. И поняли: вот какое оно, это самое «щастье».
4. Выставки
Самая долгожданная
Михаил Шемякин. «Тротуары Парижа»
Русский музей, Мраморный дворец
Ждали эту выставку почти 12 лет. Именно столько времени работал Михаил Шемякин над своим, по меньшей мере, оригинальным и, несомненно, эксклюзивным проектом. По ночам художник и его верная спутница — супруга Сара — выходили на улицы городов от Парижа до Петербурга и... фотографировали мусор, который еще не успели убрать дворники. Из этого «сора» и вырастали не то чтобы стихи, «не ведая стыда», но художественные фантазии, которые приобрели законченный формат и многообразные темы — от «Гражданской войны» до «Закулисья». Ассоциации художника превратились в серию работ, 200 произведений из которых и были представлены зрителю.
Самая художественная
Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины
Государственный Эрмитаж, до 12 января 2014 г.
Проинформировав посетителей, что на этой выставке представлено 55 шедевров, Государственный Эрмитаж не обманул ни единожды. Действительно, каждая из работ, будь то немецкие импрессионисты или французские абстракционисты и иже с ними, представленных на этой выставке, — шедевр. «Лучшее от кубизма до экспрессионизма из музея Альбертины» — так можно было бы еще назвать эту выставку. Великолепные работы Нольде и режущий глаз экспрессионизм Кирхнера, замечательно художественный Оскар Кокошка и выразительный Пехштейн. Ко всему прочему добавим несколько работ Пикассо, одну (но какую!) работу Амадео Модильяни, замечательный натюрморт Хаима Сутина... Впрочем, что тут перечислять. Есть еще неделя, чтобы успеть посмотреть на это художественное пиршество. Надо успеть.
Самая роскошная
«Стиль на сцене. Искусство элегантности»
Шереметевский дворец, до 20 января 2014 г.
В рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» и конкурса «Музейный Олимп» Театральный музей открыл одну из самых красивых выставок года, на которой в специально сделанном итальянским дизайнером Массимо Маркомини интерьере представили великолепные театральные костюмы и эскизы к ним, созданные домами мод Армани, Балестра, Биаджоти, Фенди, Миссони, Версаче, Ферретти, экспонаты из частных коллекций Роджера Саласа, Райны Кабайванской, Валентино Гаравани; Фонда Роберто Капуччи, Архива Маурицио Галанте, Архива Миссони, Театра Сан-Карло, Римской оперы, Нью–Йорк Сити Балета, а также из Шереметевского дворца. 216 экспонатов (85 костюмов и 131 эскиз) собрали неповторимую экспозицию —
по-настоящему стильную и поистине роскошную.
Самая юбилейная
«За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора»
Среди событий, посвященных 400-летию Дома Романовых, эта выставка была самой юбилейной — по-романовски богатой, по-петербургски разнообразной и просто очень интересной. И заслуженно получила «Музейный Олимп»! 862 экспоната в залах, декорированных под павильоны художественно-промышленных выставок XIX века. «Закулисный» мир императорского двора, продукция фирм, обеспечивавших повседневную жизнь венценосных особ. Всё — от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. А также оружие, униформа, костюм с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей, напитки и табак. Продукция компании «Ралле и КО» и кондитерских фабрик «Жорж Борман», «Эйнемом», брендов «Абрау-Дюрсо», «Вдова Клико», «Картье», «П. Буре» и др.