На Новой сцене Александринского театра премьера, такая же непростая и многогранная, как и сам новомодный комплекс. Нечастый гость для нашего города — Российский инженерный театр «АХЕ» продолжает удивлять зрителей нестандартными и, порой выходящими за грань здравой логики, постановками. Именно таким, немного странным, отчасти запутанным, но одновременно глубоким и иронично сумасбродным получился спектакль «Выбор». VashDosug.ru стал счастливым свидетелем интригующего культурного эксперимента.
Для театра «АХЕ», чьим работам присущ пикантный привкус маргинальности, лучше всего подходят камерные, уединенные площадки. Несмотря на ультрасовременную техническую начинку, сценическое пространство второй Александринки вписалось в общую канву на редкость удачно. Квадратный зал с выкрашенными в черный цвет стенами, небольшой помост, выстроенный амфитеатром, где разместились зрители, абсолютно плоский пол без каких-либо возвышений, хотя бы отдаленно напоминающих сцену. Наоборот, словно магнит, взгляд цепляется за центральную часть зала, где виднеется глубокая черная дыра. Еще до начала спектакля это создает свое настроение, непременно обещая что-то особенное. Буквально сразу зрителю открывается мир странных предметов. Здесь лежат ножи, подушки, бумажные пакеты, букеты цветов, мольберт… Мир этот кажется хаотичным и бессвязным, но только на первый взгляд.
Спектакль «Выбор» относится к разряду высокотехнологичных постановок. И это как раз тот случай, когда минимализм в оформлении смотрится выигрышно именно благодаря применению широкого спектра оборудования. В абсолютной тишине по залу бродит угрюмая фигура в темном пальто, совершающая странные действия, больше напоминающие священные таинства. Фигура то садится за стол, то встает из-за него, поминутно заглядывая в круглый ящик. Пока внимание зрителя приковано к единственному персонажу, из глубины зияющей дыры медленно поднимается груда «искалеченных» виолончелей. У одних не хватает грифа, у других – струн, у третьих деформирован корпус. Фигура начинает судорожно разгребать это нагромождение, растаскивая инструменты в разные стороны. К корпусу каждой виолончели привязан длинный шнур, поэтому создается впечатление, что сцену опутывают гигантской паутиной…
Все сюжетные коллизии и повороты спектакля обязаны своим существованием одной единственной минуте из жизни помещика Свидригайлова — героя произведения «Преступление и наказание». Именно эти судьбоносные для него 60 секунд стали объектом пристального изучения инженеров театра «АХЕ».
Как неумолимо быстро пролетает минута, так и действие, приобретает колоссальную, по сравнению с началом, динамику. Актеры берут разложенные по периметру зала предметы, раз за разом повторяя одни и те же движения, будто находясь в каком-то исступлении. Несмотря на явный диссонанс в их действиях, общая картина вышла даже чересчур гармоничной.
Странным и противоречивым покажется то, что приготовили для зрителей инженеры «АХЕ». В этом пространстве они не увидят четкой системы, здесь нет понятных правил и законов. Зрителям преподнесут яркую коробочку с провокационным оформлением, наполнить которую предстоит своими силами. Символика, наводнившая пространство сцены, общается со зрителями на сотнях разных языков одновременно. Главное прислушаться, научиться слышать то, что обращено именно к тебе. Каждый человек в зале способен уловить послание, предназначенное исключительно ему. В итоге каждый создаст свою собственную историю.
Фото: Катерина Кравцова.