Для тех, кому надоело спрашивать «лишний билетик» на главные премьеры сезона, VashDosug.ru подготовил обзор самых любопытных театральных постановок 2014 года. Как сейчас модно говорить, must have в списке обязательных дел.


«Три сестры»: vs
(Театр им. Ленсовета)

Новая игра в чехарду от Юрия Бутусова ждет своего зрителя на сцене театра им. Леносвета. Переворачивая с ног на голову сюжетную линию, вплетая куски из других произведений, каждую репетицию изменяя мизансцены практически до неузнаваемости, у одних он снискал славу самодура, у других — гения.

В этом сезоне Юрий Бутусов вернулся к своему любимом автору — Антону Чехову. Произведение «Три сестры», по его мнению, входит в пятерку выдающихся пьес всех времен и народов.

Как признался сам режиссер, его трактовка должна вызвать маэстро Льва Додина на своеобразный спор: «У него тоже есть в репертуаре «Три сестры», но у нас это будет совсем другая история». В этом не приходится сомневаться, учитывая хотя бы тот факт, что в творческую команду вошел известный сценограф Александр Шишкин, чьи работы можно охарактеризовать тремя словами: смело, свежо и эпатажно.


Могучая «Алиса» и
(БДТ им. Товстоногова)

Одна из ключевых фигур постсоветского андеграунда Андрей Могучий уже во второй раз обращается к детской классической литературе «умного кроя». Его первой работой в этом жанре стал спектакль «Счастье» по знаменитой «Синей птице» Мориса Метерлинка. Постановка и правда стала для него счастливой, принеся режиссеру «Золотую маску».

В этот раз предметом своего изучения режиссер выбрал абсурдистское произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В его переложении зритель увидит историю, весьма отдаленно напоминающую первоисточник. Главная героиня здесь будет более глубокомысленным и философствующим персонажем. Любопытно, что на роль центрального персонажа выбраны сразу две Алисы — Фрейндлих и Комарецкая.

Интригующей кажется и сценографическая задумка спектакля. В первом акте зрителей разместят на сцене, а сами актеры переместятся в зал. Во втором всем предложат стать частью действия и перейти в специальное игровое пространство.


«Камера обскура»: любовь без слов
(Новая сцена Александринского театра)

Новая сцена Александринского театра уже успела заслужить звание лаборатории, где происходят алхимические процессы высшей культурной инстанции. Первой ласточкой в наступившем году стала постановка «Камера обскура», выдержанная в непривычном для отечественной сцены жанре  «театр художника». Это означает, что перед зрителями предстают не актеры, а некие художники, заменяющие драматическую игру бессловесным манипулированием предметами, в том числе и бестелесными – свет, звук. Молодой режиссер Вера Попова и два художника — Алексей Лобанов и Александра Ловянникова «рисуют» сцены из одноименного произведения Набокова. Все это больше напоминает перфоманс.


«Глазами клоуна»
(Театр на Васильевском)

Посмотреть на мир глазами клоуна предлагает своему зрителю Театр на Васильевском. Спектакль, в основу которого лег одноименный роман Генриха Бёлля, расскажет грустную историю смешного человека. Всю жизнь он дарил людям радость, но на склоне лет оказался в одиночестве. Теперь этому умелому психологу человеческих душ приходится приспосабливаться к жестокой реальности, пытаясь осмыслить пройденный путь.

По словам создателей, еще пять лет назад работа над постановкой была практически невозможна — требовалось «соответствующее состояние духа театра. Ее ни за что не воплотишь сугубо ремесленными приемами — яркими мизансценами, звучным музыкальным оформлением или броским сценическим решением».


Новый «Вишневый сад»
(МДТ — театр Европы)

Маэстро Лев Додин готовится к премьере «Вишневого сада». По его словам, зрителя ожидает не хрестоматийное изложение пьесы, а совершенно новое прочтение, получившее комедийную подоплеку. Внести что-то свое в классическое произведение Чехова его побудил «накопившийся исторический и жизненный опыт». В спектакле будут задействованы звезды Театра Европы: Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Петр Семак и Елизавета Боярская. По уже сложившейся традиции труппа МДТ провела часть репетиций на натуре. В Германии им повезло найти заброшенный вишневый сад, сильно повлиявший на восприятие пьесы. Так же актеры отдали дань памяти великому писателю и посетили его дом в Ялте.


«Мадам Бовари»: ангел или демон?
(Русская антреприза им. А. Миронова )

Наверное, именно так и должен был начаться 25-й юбилейный сезон «Русской антрепризы» — четко, непредвзято, ярко и энергично. На ее подмостках схлестнулись две скандальные ипостаси, два противоречия: знаменитый режиссер Андрий Жолдак и «Мадам Бовари» Гюстава Флобера.

Режиссер с мировым именем привык эксплуатировать не возможности сценического оборудования, а индивидуальность актеров, их харизму и внутреннюю энергетику. Он выстраивает свой диалог с внешним миром, доводя труппу и зрителей в зале до эмоционального экстаза.

В его интерпретации Эмма Бовари приобрела ведьминские черты, разбавленные животной страстью. Зрителя ждет откровенное повествование, которое будет балансировать на грани дозволенности.


«Вспоминая моих прекрасных putasu»
или добро пожаловать в Россию!

(Театр «Мастерская» под руководством Г. Козлова)

Последнее из произведений Маркеса и первая постановка этого романа на отечественной сцене. Этим мы обязаны режиссеру Екатерине Гороховской. Быть первой всегда сложно, но тем интереснее будет посмотреть, что же у нее получилось.

Роман, надо сказать, скандальный, вызвавший море негодования, в том числе и у представительниц феминистского движения. Зрители увидят историю престарелого мужчины, жизнь которого прошла без настоящей любви, а лишь заменялась плотскими утехами с теми самыми putasu. Однако история эта, в первую очередь, о большой и чистой любви. Как говорил сам Маркес: «Человек умирает из-за того, что его сердце перестает любить».


LIEBE. Schiller
(Театр им. Ленсовета)

Лирическая исповедь от Юрия Бутусова и выпускниц мастерской Сергея Женовача, ставшая идеальной квинтэссенцией лучшего, что есть в пьесе Шиллера «Разбойники». Все роли закреплены за артистами весьма условно, они, если можно так выразиться, тематичны.

Несмотря на то, что петербургская премьера еще не состоялась, в рамках прошлогоднего фестиваля «Tylos!» (Вильнюс, Литва) постановка заняла первое место в номинации «Лучший спектакль».