Бывает, трудно найти хороший детский спектакль, где актерское мастерство и стихия кукольного театра существуют в прекрасной гармонии. VashDosug.ru решил рассказать именно о таких постановках, где на людей и на кукол (а также предметы, им сопутствующие) одинаково интересно смотреть.

Начну издалека. Прошлой осенью в Кукольном театре сказки впервые сыграли «Волшебное кольцо». Потом, не успели глазом моргнуть, навалились елки, затем — праздники, выходные — короче, спектакль какое-то время не шел. Но вот в феврале он снова в афише и можно, наконец, о нем рассказать. Постановка Оксаны Дмитриевой по мотивам сказки Бориса Шергина сделана в исконно русском, нарядном лубочном стиле: с ярмарочной каруселью, балаганными расписными ширмами и веселыми розовощекими рассказчиками-скоморохами. Сказку эту вы, конечно, знаете: ну, о том, как один добрый паренек приютил сначала кошечку, потом собачку, а потом змею, которая оказалась волшебницей голубых кровей и подарила ему за свое спасение кольцо, способное творить чудеса. Если помните мультик по этой сказке (он один у нас такой), то согласитесь, что его отличают потрясающее простодушие, доброта, прямота мыслей и здоровое чувство юмора. В этом смысле они со спектаклем родственники.

На сцене царит совершенно умиротворенная атмосфера, действие течет вроде и скоро, а вместе с тем — неторопливо, в отношении сказочной морали шашками никто не машет, только снисходительно посмеиваются («Обломает тебя жизнь, ох, обломает», — приговаривают, окая) и дальше играют-рассказывают… Как будто, знаете, чаю горячего с вареньем да баранками напились, и так внутри тепло и хорошо стало, что и сказ получается хороший, добрый, душевный. Рассказчицы — Птица-Луна и Птица-Солнце (актрисы в живом плане, как и скоморохи) — похожи на добродушных курочек в красных «пузатых» сарафанах, расшитых лоскутками-перышками, с крыльями и с замысловатыми головными уборами (взрослые, кто в курсе, — это привет Дягилевским сезонам в Париже). И все так красно-красиво, безмятежно, трогательно в своей простоте: деревянные коники на колесиках, мягкие дутые облачка, звери-дурынды с грустными глазами (художник — Наталья Денисова)… Змея-волшебница ползает, как гусеница, и шипит, немножко заикаясь: «С-спассибо», — смешно! «Прынцэса» (ей подходит именно так), напротив, не блещет ни изящностью своего кукольного тела, ни манерами, чёкает через слово. Главный герой Сеня – рыжий добряк с улыбкой от уха до уха, радостно делает все дурости, но и ум обнаруживает вовремя. И в жены себе, в конце концов, берет такую же круглолицую веселую Дуняшу. «Курочки» вместе со зрителями радуются за него: «Сеня – молодец!», а заодно и за самих себя («Оля, Катя – молодцы!» и далее, согласно программке).

Ну, в общем, действительно, молодцы.

Это первая замечательная новинка. Вторая – премьерный спектакль Театра марионеток им. Е. С. Деммени — очаровательное театральное хулиганство под названием «Расскажи мне про Красную Шапочку» (режиссер – Светлана Дорожко). Здесь рассказчиками тоже являются актеры (семья неких Красношапкиных), а собственно героями сказки — куклы (Красные Шапочки и другие). Ну да, Красных Шапочек тут три, в этом и фокус! Красношапкины, у которых знаменитая сказка — что-то вроде фамильной легенды, интерпретируют историю каждый по-своему. Так перед нами появляются три девочки, одна другой страннее: Шапка — приторная умница, Шапка-боец и Шапка-болтушка, невыносимая настолько, что даже красный головной убор ей надели для того, чтобы люди знали о приближении опасности. Все Красные Шапочки придуманы и сыграны сочно, без полутонов, в эстетике, близкой фарсу, если такое возможно в детском театре (художник — Александр Алексеев). Их типажи обострены до комического идиотизма (это словосочетание комплиментарно), а в соединении с текстом, который они несут, и с песнями, которые поют, это смотрится невероятно смешно. Кстати, каждая песня трилогии сочинена в своем стиле (композитор — Татьяна Алешина).

Словом, все в этой постановке — оригинальные режиссерские придумки, самозабвенная игра актеров, прекрасные декорации и куклы, замечательная музыка — оставляет впечатление слаженной театральной работы, обаятельной и неглупой. Общее настроение и чувство юмора, конечно, роднит этот спектакль с фильмом Гарри Бардина «Серый волк энд Красная Шапочка». И это родство тоже радует. Хотя эти радости доступны, в первую очередь, взрослым. Спектакль этот не для малышей; заявленной категории 4+ я бы добавила еще пару лет, чтобы старания создателей не пропали даром и могли быть оценены детками, которые способны уловить игру со смыслами.

Наконец, третья кукольно-драматическая новинка — спектакль театра «Karlsson Haus» «В Сумеречной стране» (постановка Н. Шмитько по мотивам сказки А. Линдгрен). Он идет в зале на ул. Ломоносова, 14, где буквально через один шаг попадаешь из серой питерской подворотни в красочный и уютный домик, а там тебя встречают милые барышни в элегантных старинных платьях — это Луна и Солнце, которых почему-то называют тетушками. Впрочем, не стоит обращать внимание на такую мелочь, потому что по ходу действия будет еще много фантастически-несуразного, волшебно-нелогичного и сказочно-нереального. «Главное не что перед тобой, а как ты на это смотришь», — говорит странный гость, господин Вечерин (актер) главному герою — мальчику Ёрану (кукла), который — ужасная несправедливость! — оказался в день своего рождения в постели со сломанной ногой. Вечерин приглашает Ёрана (который, кстати, не боится темноты, — молодец!) в загадочную Сумеречную страну, где возможно все — нужно только представить, вообразить, придумать. Тут обычный городской парк превращается в конфетный; трамвай соединяется с самолетом и получается трамвалет; в диковинном лесу плавают светящиеся медузы и летают драконы; ждут на прием король и королева...

Чудеса творятся руками троих актеров («тетушек» и Вечерина): из-за ширм и из сундуков они извлекают множество игровых предметов, простых на первый взгляд, занятных — на второй. А еще появляются анимационные видеопроекции, театр теней и световые эффекты. И звучат песенки. Вообще, спектакли театра «Karlsson Haus» отличает интонация, с которой здесь говорят с детьми: очень мягкая, дружелюбная. Здесь ребенку всегда смотрят в глаза, прислушиваются к нему, стараясь по-настоящему увлечь происходящим на сцене. А иногда даже дают кусочек сказки с собой на память — как после этого спектакля, когда каждый малыш получил в подарок маленькую светящуюся звездочку, чтобы загадывать желания.