В октябре этого года М. Ю. Лермонтову исполнилось бы 200 лет. Традиция постановок «датских» спектаклей вновь возвращается в наши театры, неся с собой возможность не только привлечь внимание к творчеству классика, но и в очередной раз доказать актуальность его произведений.
Криминальная драма из петербургской жизни – так можно было бы сегодня определить жанр пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Премьера в театре «Пушкинская школа» посвящена 200-летнему юбилею поэта и приглашает зрителей погрузиться в мир коварства и страстей высшего света.
Режиссёр Владимир Рецептер исследует характер главного героя – Евгения Арбенина с тщательностью филолога и пылкостью романтика. Как и в каждом спектакле Рецептера, основное внимание здесь уделено слову, авторской мысли, понять которую можно только через подробное переживание.
Актёрский талант исполнителя главной роли Дениса Волкова позволяет «сорвать маску с чувств» Арбенина и показать его то циничным негодяем, то яростным мстителем, то усталым и всё повидавшим игроком, так и не нашедшим покоя в обыденной жизни. В тандеме с Казариным (Григорий Печкысев), тоскующим по лихому прошлому, искушающим и, наконец, вернувшим проверенного напарника обратно, в шулерские дела, Арбенин только кажется ведомым – на самом деле, в азартной компании игроков он – признанный авторитет.
Князь Звездич (Никандр Кирьянов) томится от нелепости юношеских ошибок в любви и в игре. Герой Кирьянова проходит путь от легкомысленного поиска приключений в «маскераде» до трагической перспективы путешествия на Кавказ, намекая таким образом на биографию и самого Лермонтова. Немного воображения и соучастия – и вот уже мы ощущаем вкус отравленного мороженого на губах удивительно чувственной и немного отстранённой Нины (Александра Овчинникова). Даже в минуты трагического молчания актрисе удаётся передать всю глубину страдания невинной жертвы, внезапно обнаружившей в близком человеке жестокого убийцу.
На редкость злободневно звучат сегодня феминистские суждения баронессы Штраль (Мария Егорова). Решительная и свободная, героиня Егоровой всегда получает то, чего добивается, но «блестящий и ничтожный» XIX век ещё не готов принять таких женщин, уступая это право веку нынешнему. Несправедливо обошлась фортуна и с Неизвестным (Денис Французов). Долгие годы Неизвестный растил обиду на Арбенина, лишившего его состояния, строил планы мести. На первый взгляд, силы не равны: матёрый, «конкретный» Арбенин – против Неизвестного, движимого одной лишь идеей. Но оказывается, что не затоптанный до конца, тонкий огонёк, который несёт в себе персонаж Французова, способен вырасти в мощное пламя, поглотившее если не жизнь Арбенина, то его рассудок.
История Арбенина представлена в спектакле с неожиданной стороны. «Краткий союз с добродетелью» отвергнут из-за того, что жизненная рутина слишком скучна для того, кто однажды перешёл на тёмную сторону. Малейшие сомнения в чистоте помыслов окружающих приводит к необратимым последствиям. Завертелась адская карусель (балетмейстер Александра Тихомирова), закружились в танце зловещие маски – и вот уже не остановить жестокую игру, где вместо карт на кон брошены человеческие жизни. Арбенин до самого финала уверен, что балом правит он, и лишь последние аккорды, взятые уже на грани безумия, выдают настоящего автора, управляющего ходом событий.
В театре «Пушкинская школа» у артистов нет маленьких ролей, и поэтому внимание так же захватывают персонажи, появляющиеся на сцене буквально на несколько минут, будь то заглянувший в разлом сознания главного героя и ошарашенный увиденным Доктор (Иван Мозжевилов), изворотливый интриган Шприх (Павел Сергиенко), или даже деловитый и преданный слуга Арбенина в исполнении Павла Хазова.
В конечном итоге всё расставлено по своим местам: Рок – мечет, они – играют, зрители – аплодируют.
Фото: Дарья Бахарева.