Известный российский режиссер, Народный артист россии, лауреат международной премии Станиславского Александр Кузин для Петербурга не чужой. С успехом идут его постановки на сценах нашего города. в Театре на Литейном 20 и 21 марта состоится премьера спектакля по знаменитой пьесе Григория Горина «Поминальная молитва». VashDosug.ru побеседовал с режиссером и выяснил все подробности.
— Для вас, как режиссера, новый спектакль должен составить дилогию с «Семейным портретом»
по пьесе Горького «Последние» на тему «трудная семейная жизнь»?
— Пожалуй, тема гораздо шире. Автор пьесы Григорий Горин однажды написал: «Лицо человека всегда интереснее того, что он скажет. Ибо его слова придуманы им самим или другим человеком, а в лице — замысел Бога. Лицо не обманывает. Слова могут наврать, а лицо не обманывает». Мне кажется, сегодня много вокруг нас появляется злых лиц. Злых глаз. Нетерпимость человека к человеку достигла таких размеров, что становится страшно жить на этом свете.
— Да, порою страшно не только ходить по улицам, а сидеть в компании за одним столом…
— Именно так. Люди стали обижать друг друга, оскорблять, причинять боль даже по ничтожным поводам. Чувство собственного
достоинства у человека — сегодня одна из главных трагических тем в искусстве. Мы же видим, что и Бог не помогает, религия не помогает. В церкви люди — одни, а выходят на улицу — и уже другие.
— Да, про смирение уже никто не помнит…
— Жизнь расставляет свои акценты. Все те же древние вопросы стоят перед нами: почему никакие ошибки человеческие нас ничему не учат и ни от чего не спасают? Вот эта тема — человек в разорванном на части мире — и есть тема пьесы Григория Горина и нашего спектакля. Ведь уже не важно, какой ты национальности. Есть неприятие ДРУГОГО без попытки понять, рассмотреть, узнать.
— Встать на позицию другого, вникнуть во что-то ИНОЕ…
— А ведь именно это отличает людей от зверей. У меня последнее время ощущение, что мы планомерно скатываемся в зверство. В нас пробуждаются темные энергии, и мы не можем с ними совладать. А порою в нас пробуждают эти энергии злонамеренно. Вот на фоне этих сложных общечеловеческих проблем существует в пьесе семья Тевье-молочника. Мы видим общность людей, которые живут среди белых яблонь, беленых мазаных изб. У них есть обычаи, традиции. Если традиция — это такая горизонталь нашей жизни, бытовые привычки, то обычаи — это то, что нас связывает по вертикали с Богом.
— Вы почаще хотели бы видеть в жизни такие лица, как у вашего Тевье-молочника?
— Да, именно такие лица я хотел бы видеть среди нас. Этот герой проходит через сложные испытания и остается Человеком. В финале истории он оказывается способным на понимание и прощение. Меня трогает его безыскусность. Он не фальшивый. Он не врет, он — такой же чистый, как эти мазанки-избы, как яблони в цвету, как белые облака над ним. Замечательная фраза автором
в пьесе вложена в уста Тевье: «Люди только здесь, на земле, расходятся по разным кладбищам, а там мы все опять соединимся». Правда, он добавляет: «Может быть». Трагическая и светлая мысль. Про это мы в спектакле и хотим рассказать.
— «Поминальная молитва» — такая пьеса, которую можно ставить только тогда, когда есть артист-личность, способный передать всю гамму чувств и мыслей героя. В легендарном спектакле Марка Захарова в театре «Ленком» этим человеком когда-то был Евгений Леонов, — я, как зритель, этот спектакль до сих пор помню...
— Мы нашли артиста с такой харизмой — театр, по моей просьбе, пригласил на роль Валерия Кухарешина. Думаю, что мы не ошиблись в выборе. Ансамбль у нас подобрался очень сильный: жену Тевье Голду играет уникальная Татьяна Ткач, за-
няты также Ольга Иванова, Мария Овсянникова, Наталья Тройницкая, Ася Ширшина, Варвара Щербакова, Сергей Азеев, Александр Кошкидько, Игорь Милетский, Сергей Миронов, Игорь Сергеев, Сергей Соболев, Александр Цыбульский и другие.
Фото с репетиции спектакля
— Кто вам помогает в создании спектакля?
— Замечательно работает хореограф Гали Абайдулов, музыку пишет Николай Морозов, художник — Кирилл Пискунов, а художник по костюмам — народный художник России Вячеслав Окунев, известный по работам в оперном театре. По изобразительному ряду
хотелось бы графичности, ясности и чистоты — беленые стены, черные национальные костюмы. И — живой оркестр.
— Вас не пугает, что актуальность пьесы применительно к сиюминутным событиям в стране и мире сделает спектакль слишком политизированным?
— Конечно, если посмотреть в сторону событий на Украине, например, то пьеса кажется написанной по горячим следам. Что происходит с людьми? Украинец идет на украинца, все на наших глазах балансирует на грани гражданской войны. XXI век на дворе, а люди словно из пещеры вышли. Где наши законченные школы, высшие образования, прочитанные книжки, просмотренные фильмы? Куда это все девается? Этот гуманитарный объем должен ведь воспитывать в человеке, что
называется, тормозные реакции, терпимость.
— Наш город не далеко от украинского Майдана ушел, к сожалению...
— Да, я наблюдаю эти разрушительные процессы и в Петербурге, и вообще в России. И я сам себе не могу ответить на вопрос: а что делать? Я не могу ничего предложить. Могу только поставить вопрос, в том числе и нашим спектаклем. Мы можем только прокричать: «Люди, опомнитесь!»
— Довольно пессимистично мы с вами смотрим на реальность… Но все-таки — что каждому из нас нужно делать, чтобы побороть в себе нетерпимость и жестокость?
— Выход один — образование и культура. Количество прочитанных книг у человека на лице. Вокруг нас сейчас ходит огромное количество людей, у которых ни одной прочитанной страницы на лице не отражается. «Над вымыслом слезами обольюсь» — это ведь о воспитании души слова. Эмоциональная природа человека не развивается, мы слепы и глухи. Хотелось бы обратить
людей к человеческому, поговорить о сложном и простом в человеке. В театре «На Литейном» только что прошел очередной Володинский фестиваль, и в одном из спектаклей прозвучали слова Александра Моисеевича: «Следите за своим лицом».
Если на нашем спектакле люди в зале вспомнят, что они — человеки, а рядом с ними — такие же человеки, я буду счастлив.