21 марта исполняется 175 лет со дня рождения Модеста Мусоргского — не круглая дата, но она дает нам возможность лишний раз вспомнить гениального русского композитора, всегда стоящего где-то за спиной своего массово популярного современника Чайковского.
И если Чайковский был суперпрофессионалом, с фирменной сладкой мелодикой и плотными, гармоничными, отделанными до последнего штриха оркестровками, то наследие Мусоргского по разным жизненным обстоятельствам и сложнее, а в чем-то и интереснее, но, к сожалению, не завершено почти во всех крупных жанрах: ни одну свою оперу, кроме «Бориса Годунова», композитор не успел закончить. Что, конечно, сказалось на посмертном признании и известности композитора.
Мариинский подошел к делу с размахом: за март всеми немалыми силами театра будет показано и сыграно все имеющееся в репертуаре творческое наследие композитора, а чего в репертуаре нет — исполнят впервые.
Самое весомое содержание афиши — оперы композитора. Любимая Валерием Гергиевым «Хованщина», которую маэстро справедливо считает вершиной русского оперного наследия, будет показана 7 марта на исторической сцене театра в старой, добротной постановке с декорациями «в русском стиле» и внятными мизансценами, с Ларисой Дядьковой (Марфа) и Евге-
нием Акимовым (Андрей Хованский) в главных партиях. Сложную сценическую судьбу «Бориса Годунова», которого композитору пришлось переделывать в угоду общепринятым представлениям об опере, театр представит, показав два разных спектакля по двум авторским редакциям: спокойная, костюмная постановка Андрея Тарковского по общепринятой редакции 1872 года
в четырех картинах и с прологом (3 марта) и полуторалетней давности спектакль Грэма Вика — динамичный, современный и достаточно остросоциальный по первоначальной редакции 1869 года без польского акта и главной женской партии соответственно (21 марта). Во втором случае, пожалуй, состав исполнителей заманчивее: в партии Годунова на сцену выйдет энергичный и харизматичный Евгений Никитин, в роли Шуйского — Евгений Акимов, Григория — Сергей Семишкур, а
Юродивого — Андрей Попов с его супервысоким, пронзительным тенором. Если учитывать, что этот спектакль в репертуаре театра почти не появляется — из-за политических аллюзий или еще почему, — тем, кто его еще не видел, нужно не упустить момент.
27 марта на Новой сцене будет показана полусценическая версия комической оперы «Сорочинская ярмарка». Изумительно колоритная музыкально, опера будет исполнена солистами из Академии молодых певцов театра. А в качестве бонуса — 25 марта можно будет услышать в концертном исполнении совсем редко звучащую «Саламбо» по роману Флобера — первый и,
как и почти все остальные, незаконченный опыт Мусоргского в оперном жанре, опять же на тему сильной личности и власти. Собственно, слушатели с хорошим оперным багажом узнают отдельные ее темы и целые фрагменты, которые композитор использовал в других своих сочинениях, в том числе в «Борисе Годунове». Кроме того, в программе «Мусоргский с улыбкой» 18
марта прозвучит еще одна опера на гоголевский сюжет «Женитьбы». Несмотря на устойчивое трагическое восприятие наследия композитора, его комический музыкальный дар, возможно, еще интереснее: «выпуклые», живые, характерные образы с речитативами, близкими к устной речи и узнаваемыми музыкальными характеристиками, до сих пор не превзойдены никем.
Помимо опер, Мариинский демонстрирует практически все камерно-вокальное наследие Мусоргского, используя при этом все свои площадки и залы, в том числе пока неизвестные широкой публике. В течение марта в новом здании театра пройдут шесть
«Музыкальных часов» в Верхнем и Нижнем хоровых залах, а также в зале Щедрина. Таким образом театр даже превышает свои обещания времен строительства Мариинки-2 о трех камерных площадках нового театра (четвертая — уже регулярно используемый Зал-амфитеатр). Каждая программа рассчитана на одно отделение и будет исполнена силами Академии молодых певцов и отдельными солистами труппы и оркестра театра.
Мариинский-2, зал Щедрина. Здесь в рамках фестиваля, посвященного Мусоргскому, состоится концерт «Музыкальный час».
Для понимания контекста истории русской музыки того периода в Концертном зале будет дан вечер арий и романсов композиторов «Могучей кучки», в которую входил и Мусоргский, и Бородин, и Римский-Корсаков (7 марта). Отдельной строкой в праздничной афише пройдут камерные циклы юбиляра — от вокального цикла «Юные годы» (5 марта), соответственно названию
написанные в первый период творчества, до трагических и философских «Песен и плясок смерти» вместе с романсами зрелого периода в сольном концерте Екатерины Семенчук (21 марта в Концертном зале) и в исполнении блистательной Ольги Бородиной (23 марта на Новой сцене театра). В тот же вечер прозвучат и знаменитые «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля и они же — в исполнении Александра Марковича в оригинальном фортепианном изложении (29 марта в Концертном зале). Еще более интересно будет услышать «Картинки» в исполнении Большого брассансамбля театра (22 марта в Концертном зале) в переложении для медных духовых.
Хормейстер театра готовит программу «Знаменитые хоры Мусоргского» (22 марта на Новой сцене), а 23 марта там же пройдет марафон «День с Мусоргским» во всех четырех камерных залах театра начиная с 15.00 и до победного конца.