Когда-то у нашего зрителя были особые взаимоотношения с французской классикой начиная с литературных произведений и заканчивая кинокомедиями. Сейчас, конечно, времена не те, но кто знает, может быть, после премьеры спектакля «Любовью не шутят» в театре «Балтийский дом» все изменится. Ведь к этому имеются веские основания: режиссер постановки заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский обещает по-настоящему красочный театральный спектакль. «Ваш Досуг» побеседовал с постановщиком и выяснил все подробности грядущей премьеры.
— Юрий Валентинович, вы уже ставили пьесу Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят» много лет назад. Почему эта пьеса эпохи французского романтизма не отпускает?
—- Сложно сказать почему. Два-три года назад мне поступило предложение поставить спектакль. У меня было много вариантов — от Ибсена до Злотникова. А потом как-то сама собой возникла пьеса «С любовью не шутят» Мюссе. Сначала я хотел поставить ее у себя в Филармонии для детей и юношества, где я сейчас главный режиссер. Когда-то, много лет назад, эта пьеса шла у меня на Малой Морской в подвале (там располагался небольшой театр «Приют Комедианта». — «ВД»). Я трижды ее снимал и трижды восстанавливал. Зрители и критики хотели видеть ее в репертуаре театра. Я никак не мог понять, почему эта пьеса нужна была зрителям. Сейчас я тоже не понимаю, зачем она нужна. Пьеса Мюссе — классическая: все фразы растасканы по разным произведениям литературы, кино.
— А любовью шутят и сегодня?
— Всегда шутили, шутят и будут шутить. Мюссе сочинил своеобразный гимн любви. Он вывел в этой пьесе один из величайших нравственных законов, можно сказать, возвел любовь до уровня: любовью шутить нельзя. Нарушение этой заповеди всегда заканчивается трагедией.
— В каком же ракурсе пьеса Мюссе рифмуется с нашим временем?
— Сегодня прекрасное время: все живут как хотят. Кто хочет зарабатывать — тот зарабатывает. Кто хочет чего-то достигнуть — тот достигает.
— Давайте я с вами поспорю и скажу, что жанр пьесы Мюссе ближе к мелодраме...
— Ну что вы! Какая мелодрама?! Там мелодрамой и не пахнет. Там есть легкая пародия, хоть и с трагическим финалом. Но главный персонаж — это, конечно, любовь: все влюблены. Все грустят, все радуются, все страдают. Каждый просыпается с тем, что он рад, что проснулся, что он живет — и это счастье. И во всех своих проявлениях это должен быть такой сумасшедший праздник. Сцен лирических практически нет... Ведь это французская комедия.
— Комедия обычно не заканчивается гибелью героини...
— Понимаете, определить жанр здесь сложно. Потому эта пьеса ни в какие ворота и не входит, что она единственная и неповторимая. Ну, может быть, это трагикомедия.
— В спектакле заняты лучшие артисты театра «Балтийский дом»...
— Артисты замечательные! В спектакле будут задействованы Дмитрий Ладыгин, народная артистка России Татьяна Пилецкая.
— Вы упомянули русскую актерскую школу. Неужели будете играть французскую комедию в стилистике психологического театра?
— Никакой психологической актерской школы, никаких переживаний, никаких пауз в постановке не будет. Зато будет театр представления в чистом виде. И там будет пролог, который сразу задаст нужную эстетику: мы артисты и мы будем играть. Что из этого всего выйдет, не знаю. Но если что-то не получится, винить можно только меня. Потому что все возможности мне предоставили, начиная от выбора артистов и заканчивая декорациями, светом и т. д. Кстати, с Ириной Бируля (художник-постановщик. – «ВД») мы уже оформляем вместе четвертый или пятый спектакль.
— Интересно узнать подробности художественного оформления спектакля.
— В спектакле сценография будет не конкретная, а условная. Для этой пьесы другого и быть не может. А когда мы с Ириной вместе пришли к Сергею Григорьевичу Шубу (генеральный директор театра «Балтийский дом». — «ВД») с уже готовыми эскизами, он воскликнул: «Какая малая сцена?! Только на большой!» Все оформление спектакля построено на колоссальном визуальном эффекте, но рассказывать я про него не буду! Нет смысла! Это надо видеть. Гарантирую, что будет обалденно красиво!
— Пока о вашем спектакле мало информации даже на сайте театра, однако уже стоит возрастная категори 18+. Как думаете, справедливо ли это ограничение, или просто театр перестраховывается?
— Да что вы! У меня ни в одном спектакле нет ничего такого, что может покоробить, что нельзя показывать ребенку 5–7 лет. То, что я могу себе позволить или позволял сделать в жизни, я никогда не позволю себе сделать в театре. Если ты выходишь на сцену, ты меняешь обувь или идешь босиком, если не в чем. Отношение к театру особое. Это же пьеса о максимализме, о том, что так волнует человека 14–15 лет. Когда кажется, что все можешь. Поэтому ограничение 18+ здесь совсем неуместно.