4 апреля в БКЗ «Октябрьский» пройдет Юбилейный вечер народной артистки России, Лауреата Государственной премии, лауреата премии «Золотая маска» и театральной премии «Хрустальная Турандот» Илзе Лиепа. VashDosug.ru побеседовал с балериной.
— Илзе, расскажите, пожалуйста, кто будет участвовать в юбилейном вечере?
— Мои близкие и друзья, признанные мастера сцены — народный артист России Николай Цискаридзе, народная артистка России Юлия Махалина, заслуженный артист России Андрей Баталов, заслуженная артистка России Екатерина Шипулина, Екатерина Борченко, Татьяна Болотова, Анастасия Сташкевич, Михаил Лобухин, Денис Родькин, Виктор Лебедев, хореограф Егор Дружинин. Также на вечере будут выступать студенты Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой.
— Какие номера будут показаны?
— Па-де-де из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель». Также будет представлен одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», который был специально восстановлен. Это будет концерт-разговор со зрителем.
— А будут ли номера из современных балетов?
— Да, я исполню несколько номеров, поставленные современными хореографами.
— Как вы в принципе относитесь к современной хореографии?
— Есть разная хореография. Как говорится все жанры хороши кроме скучного. Я, если честно, не поклонница антиэстетики. Вообще мне очень близки современные балеты. Бесценный опыт, когда хореограф работает непосредственно с исполнителями, с труппой. Как, например, нам с Николаем Цискаридзе повезло, когда великий хореограф Ролан Пети именно на нас ставил балет «Пиковая дама»... Сейчас, к сожалению, мало хореографов, которые берутся за большую идею. Такое ощущение, что хореографам не о чем говорить. При этом есть очень интересные отдельные миниатюры и номера. Кстати, был замечательный проект «Болеро», который снимался в Петербурге, в Михайловском театре, который вела я с Владимиром Познером, где балерины танцевали вместе с фигуристами. Этот проект показал, что есть очень интересные современные хореографы. Но это были именно номера, а хватит ли их на большой спектакль — я не знаю…
— Что для вас самое главное в танце?
— Душа…
— А что нужно, чтобы родился танец?
— Композитор Альфред Шнитке говорил, что откровение в творчестве секундно, но чтобы откровение состоялось, необходимо очень долго к нему идти, работать. Для того чтобы родилось то, о чем вы спрашиваете, нужно искать, копаться, каждый день делать свое дело… Как говорила Анна Павлова, чтобы добиться совершенства, нужно одно и то же дело делать каждый день и как можно лучше. Тогда маленькими шажками ты незаметно приблизишься к совершенству.
— Как вы думаете, что подразумевал Чарли Чаплин, когда сказал, что «танцовщик — это наполовину монахиня, наполовину боксер»?
— Думаю, что речь идет не только о танцовщике. Человек, которому Богом дан талант, должен осознавать ответственность за него и платить за этот дар отказом от того, что могут позволить себе другие люди.
— А вы себя много лишали ради балета?
— Если говорить о вещах мирских — да, многого, и ничуть не жалею, потому что, как ни странно, именно те периоды в жизни, когда во многом себе отказываешь и кажется, что живешь очень замкнутой жизнью, на самом деле, становятся, как потом понимаешь, самыми наполненными значительными и интересными.
— Какие качества вам удалось развить благодаря балету?
— Мужество. В балете бывает все: травмы, неудачи, но раскисать нельзя. Однажды во время съемок спектакля «Шахерезада» мне пришлось танцевать с травмой лодыжки. Я выступала, как будто со мной ничего не произошло. А в перерывах между сценами массажистка вправляла выскочивший сустав, и я снова шла на съемочную площадку, преодолевая боль.
— Что вы чувствуете перед выходом на сцену?
— По-разному. Но одно могу сказать точно: с опытом, с годами чувство волнения не меньше, а больше, потому что в юности нет той меры ответственности, и ты имеешь права на ошибку, а дальше уже давит груз ответственности.
— Ваш отец говорил то же самое…
— Думаю, он точно так же чувствовал…
— Вам его очень не хватает?
— Очень. Но я всегда чувствую его присутствие рядом со мной, проявление любви, заботы не перестаю ощущать в своей жизни… Как-то перед премьерой «Пиковой дамы» я стояла в гримерке, готовилась выйти на сцену, и вдруг заходит женщина и говорит мне: «Илзе, я думаю, вам это будет нужно. Я нашла это в урне. Кто-то выбросил…» И протягивает мне конвертик, а в нем два слайда: отец в «Спартаке». Удивительно, что перед выходом на сцену именно отец вошел в мою комнату.
Я не допускаю ни тени сомнения в том, что между нами есть связь. На самом деле эти миры очень близки. Я уверена, что забота и любовь отца ко мне сейчас намного больше, потому что сейчас он абсолютно свободен от страстей, суеты и он сейчас намного выше, чище, чем тогда, когда был жив…
— Недавно вы выпустили книгу «Театральные сказки». Что вас вдохновило на написание сказок?
— Я их писала, когда ждала свою дочь Надю. Они легко рождались и, может быть, состояние моей внутренней гармонии дало этому почву. В этой книге единственная сказка — про лягушку-балерушку была написана уже по заказу Нади. Все сказки театральные, связанные с Большим театром. В книге — запах театральных коридоров, костюмерных, машинного отделения, где живут мои сказочные персонажи. Там есть и коты, которые борются с театральными механизмами, и юбочка, которая влюбляется в колет, а он женится на шляпке, и занавес, увлеченный кулисой, и прожекторы, узнавшие друг друга. В книге замечательные иллюстрации, которые сделала Анастасия Орлова. Это любимая ученица Бориса Аркадьевича Диодорова.
— А у вас в детстве была любимая сказка?
— Не могу выделить какую-то одну. Но помню, что мне очень нравилась книжка Ганса-Христиана Андерсена, там были черно-белые иллюстрации, но одна мне особенно нравилась — Снежная королева летела по небу.
— Сложный вопрос! Думаю, нужно очень серьезно воспитывать мальчиков, чтобы как-то воспитать в них те качества, которых нам сегодня так не хватает в мужчинах, нужно, чтобы он научился брать на себя ответственность… Я боюсь давать какие-то советы, потому что сама нуждаюсь в них и постоянно сталкиваюсь с тем, что не понимаю, не знаю, не разбираюсь в чем-то. Надо искать ответы в каких-то мудрых книгах, разговорах. Мне очень понравилась книга Марины Кравцовой «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников». Самое преступное, что мы можем сделать — не открыть для ребенка веру…
— Как вам кажется, о любви лучше говорить словами или языком тела?
— Вы знаете, в одном из последних интервью Дмитрия Дмитриевича Шостаковича журналист спросил его: «Вы прожили долгую, интересную жизнь. Что вам запомнилось больше всего?» Великий композитор ответил: «В жизни есть только любовь. Все остальное не имеет никакого значения». Я думаю, что если любовь есть в сердце и в душе, то она найдет выход в тех проявлениях, которые свойственны конкретному человеку: это может быть все что угодно — стихи, музыка, танец, картина…
— Вы стали лицом пилатес в России. А как вы познакомились с этим направлением?
— Мой партнер и коллега Мария Субботовская «привезла» пилатес в Россию, хотя пилатесу больше ста лет. Это потрясающий метод, который позволяет научиться чувствовать свое тело, избавиться от проблем с позвоночником. Если не лениться, немного преодолеть себя, то занятия пилатесом намного эффективней, нежели обычный фитнес.
— Вы написали книгу «Метод Лиепа. Философия тела». Если охарактеризовать несколькими словами — какие основополагающие положения «Метода Лиепы»?
— Стремиться к совершенству, уметь правильно выбирать цель, к которой идешь, и задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?».
Фото: Валерий Комиссаров