Не всем известно (но мы не устаем повторять каждый год), что 27 марта для театров — знаменательная дата. В этот день они показывают новые спектакли, устраивают бенефисы, организовывают гастроли, или даже фестиваль. Ведь 27 числа первого месяца весны все театральные деятели отмечают свой самый главный праздник — День Театра. VashDosug.ru решил подытожить прошедший год и выделить главные события театрального ландшафта.


Новые сцены

Начать, пожалуй, надо с 15 мая прошлого года, когда на Седьмом Международном театральном фестивале «Александринский» открылся Театрально-учебный комплекс «Новая сцена Александринского театра» (набережная реки Фонтанки, д. 49 А). На сегодня этот комплекс представляет собой одну из самых оснащенных театральных площадок Петербурга. Он включают в себя современный зал-трансформер на 300 мест, учебную сцену и учебный корпус для Факультета мастерства сценических постановок, студентов (магистров) которого как раз набрали летом 2013 года.

За театральный сезон (2013-2014) Новая сцена (кроме образовательных программ, постоянно проводящихся на этой площадке) выпустила четыре премьеры — «Выбор» (совместный проект Александринского театра и Инженерного театра «АХЕ» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), «Нейроинтегрум» (единственный медиаспектакль в Петербурге, представляющий направление science art).

Кроме Новой сцены Александринского театра в Петербурге появилось еще несколько небольших камерных сцен, что однако не умоляет их значимость в театральном пространстве нашего города. Например, Камерную сцену в Театре на Литейном ждали давно: ранее зрительный зал трансформировался в зависимости от спектакля на малое или большое пространство, что осложняло репертуарную политику. Спектакли малой формы, чтобы лишний раз не перестраивать зрительный зал, даже играли в театральном фойе. 26 февраля Камерная сцена открылась спектаклем «Роман в письмах», который специально для этого торжественного события поставили главный режиссер театра Игорь Ларин и Александр Невинский.

Камерная сцена Большого театра кукол, распахнувшая свои двери 1 декабря 2013 года спектаклем «Снежинка», изначально была рассчитана на социальные проекты, поэтому у нее предусмотрен специальный удобный подъезд для колясочников. Это важный шаг для нашего города, поскольку перечислить театральные сцены Петербурга, оборудованные для инвалидов, можно по пальцам одной руки.

Прошедший год ознаменовался для нескольких маленьких театров большим событием: в конце 2013 года «Кукольный формат» обрел свой дом — Комитет по культуре выделил театру помещение на Пушкинской 19, а в апреле ожидается, что ТАНТАМАРЕСКИ обретет свою площадку на Литейном 15, с чем их, в принципе, можно уже поздравить.

Одним из значимых событий прошедшего года стал первый Зимний международный Санкт-Петербургский театральный фестиваль, организованный правительством города и Львом Додиным. На фестивале были показаны шедевры Питера Брука, Петра Фоменко, Люка Персеваля и других звезд мировой театральной режиссуры. Будет ли организован фестиваль следующей осенью — пока не известно. Понятно, что событие такого масштаба требует больших финансовых вложений, которые не всегда есть у города.


Новые спектакли

Наконец, вспомним самые значимые премьеры 2013-2014 года. Среди них постановки Андрея Могучего — «Алиса» (с Алисой Фрейндлих в главно роли) в Михайловском театре. Театр им. Ленсовета во главе с Юрием Бутусовым выпустил две громкие премьеры — «Русская антреприза им. А. Миронова представила премьеру Андрия Жолдака «Мадам Бовари».

Дни турбиных», посвященную драматической смене исторических эпох в России. Эту же тему, кстати, продолжает «Вишнёвый сад», поставленный Львом Додиным в МДТ — театре Европы. В этом спектакле мастер собрал всех звезд своей труппы — Ксению Раппопорт, Елизавету Боярскую, Данилу Козловского, Сергея Курышева и других.

Праздничную интонацию последнего месяца прошлого года усилила премьера 3D-мюзикла «Пола Негри» — проекта, который представляет собой попытку синтезировать кинотехнологии 3D и музыкальный театр. В центре спектакля драматическая судьба американской звезды Полы Негри, польской актрисы, ставшей первым секс-символом Голливуда.

На сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» за последний год было представлено множество премьер, две из которых, бесспорно, можно назвать главными спектаклями сезона. «Осенний марафон» (по киносценарию Александра Володина) выпустил на большой сцене Анатолий Праудин с артистами своего театра «Экспериментальная сцена», а на малой сцене Лев Эренбург представил с труппой НДТ спектакль по пьесе О. Мухиной «Ю».


Новая атмосфера

Об активизации интереса к драматической сцене людей, не связанных с театральной жизнью, можно судить по появлению многочисленных арт-пространств, где можно заняться актерским мастерством. К примеру, прошедшей зимой открылась театральная гостиная VINCI. О серьезности в подходе этого многофункционального арт-пространства можно судить по мастерам, которых приглашают преподавать: Театр изнутри»). Не говоря уже о Мариинке-2, которая организовала целую полномаштабную образовательную экскурсию для школьников десятых классов. Их проект «Театральный урок в Мариинском» был анонсирован еще на культурном форуме Георгием Полтавченко в декабре 2013 года. В урок, рассчитанный на целый день, входят экскурсия по театру, творческое задание и просмотр спектакля, который предваряет лекция о нем.

Кстати, о лекции. Осенью в Петербурге прошла научно-практическая искусствоведческая конференция, посвященная переломному периоду в истории театра — возникновению «новый драмы». В рамках конференции, которая длилась три дня, выступили ведущие специалисты по истории зарубежного и русского театрального искусства.

Последним значимым событием науки о театре можно назвать презентацию книги немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр», которая прошла в феврале на Новой сцене Александринского театра. Книга Лемана посвящена современному театральному искусству и новым культурным феноменам, которые часто называют произведениями постмодернизма.