С 3 по 13 апреля на исторической и новой сценах Мариинского театра пройдет XIV Международный фестиваль балета «Мариинский».
Каждый год Мариинский театр, как крупнейший музыкальный организм и в нашем городе, и в стране, проводит несколько собственных фестивалей. Главный и самый резонансный из них — конечно, летние «Звезды белых ночей», на который съезжается столько мировых знаменитостей, что фестиваль теперь еле укладывается в два-три месяца и образует некий отдельный сезон в петербургской культурной жизни. Тем не менее этот гигант не поглотил локальные проекты театра, в том числе ежегодный весенний балетный фестиваль.
В этом году он начинается с премьеры — 3 и 4 апреля на исторической сцене будет показана «Сильвия» в хореографии Фредерика Аштона на музыку Лео Делиба. Прелестная музыка Делиба, которой когда-то восхищался Чайковский, почти век не звучала на сцене Мариинского, а работа британского классика Аштона 1952 года старомодна именно в той степени, чтобы приносить удовольствие, а не заставлять публику скучать. Милый романтический сюжет на псевдоантичную тему, классические декорации и традиционная хореография — пусть и не наша, а английская — такой балет будет приятно посмотреть с детьми или престарелыми родителями, которые не любят новомодных театральных сюрпризов.
По контрасту, следующий спектакль в фестивальной афише сугубо современен: 5 апреля на новой сцене театра будут представлены три одноактных балета: прошлогодняя премьера, завораживающая ритмом и экспрессией почти конвульсивных движений снивелированных человеческих тел, «Весна священная» немецкого хореографа Саши Вальц на музыку Игоря Стравинского, жизнерадостный и ироничный «Concerto DSCH» Алексея Ратманского на музыку Дмитрия Шостаковича (балет был создан для Американского театра балета пять лет назад, а на сцене Мариинского был поставлен в июле прошлого года) и свежайшая премьера — текучей пластики, минималистичная «Инфра» Уэйна Макгрегора на музыку Макса Рихтера (балет 2008 года, перенесен из Королевского балета Великобритании в марте этого года). В «Инфре» и «Весне священной» на сцену выйдет Екатерина Кондаурова — прима-балерина, чья безудержная энергия, чувство живого ритма тела и, кажется, бесконечные физические возможности идеальны именно для танца модерн и современной хореографии.
Репрезентативный центр фестиваля — безвременное и бессмертное «Лебединое озеро» Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева, которое так и остается визитной карточкой театра для западного каком-то смысле и для нашей публики. Шедевр русской музыки, вершина нашей академической хореографической школы и просто красивый балет на сказочный сюжет с вечной оппозицией добра и зла, воплощенной в белом и черном цвете, будет показан дважды — 6 и 8 апреля на новой сцене театра.
7 апреля на исторической сцене пройдет бенефис примы балетной труппы театра — «Диана Вишнёва: Грани». Это один из авторских проектов балерины, специально для нее созданный двумя ведущими современными хореографами мира. «Переключение» в пластике танца модерн Вишнева проживает все эмоции героини в психологически точных этюдах.
Традиционно будут показаны спектакли классического репертуара театра с вкраплением приглашенных звезд, нимало, впрочем, не умаляющих достоинств самой труппы Мариинского. На исторической сцене театра будут представлены «Баядерка» (9 апреля) при участии Изабеллы Бойлстон из АМТ в партии Гамзатти (в партии Никии на сцену выйдет Алина Сомова), «Жизель» (11 апреля) с Ольгой Есиной из Венской оперы в заглавной партии и «Корсар» (12 апреля), когда на сцену выйдет Екатерина Кондаурова (Медора) и нынешний премьер Михайловского театра Иван Васильев (Али).
В рамках фестиваля 10 и 11 апреля с гастролями на новой сцене Мариинского выступит труппа прославленного Датского Королевского балета со спектаклем «Неаполь» Сореллы Инглунг и Николая Хюббе по мотивам хореографии известного датского балетмейстера XIX века, основателя уникального датского балетного стиля Августа Бурнонвиля. 13 апреля на новой сцене (дневной спектакль) пройдет «Творческая мастерская молодых хореографов» с балетными миниатюрами артистов балета театра. На прошлом фестивале мастерская прошла первый раз и выявила по крайней мере одного многообещающего хореографа из числа молодых танцоров труппы — Антона Пимонова, чей одноактный балет «Хореографическая игра 3x3» на музыку Иоганна Петера Пиксиса по итогам «Творческой мастерской» вошел в репертуар театра.
Завершится фестиваль традиционным гала-концертом звезд балета 13 апреля на новой сцене театра, где, наряду с дивертисментом из различных балетных номеров, будет представлен балет Джорджа Баланчина «Симфония до мажор» на музыку Жоржа Бизе.