В мае для петербургских театралов наступят сложные, но счастливые деньки: московский Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова приезжает на большие гастроли. Почему сложные? Да потому, что смотреть-то надо все семь спектаклей, три из которых — недавние премьеры, которые не вся театральная Москва-то успела посетить!
Разве можно пропустить уникальную премьеру — «Гамлет/Коллаж» по Шекспиру с Евгением Мироновым в заглавной и во всех прочих ролях — постановку одного из ведущих режиссеров мира, канадца Робера Лепажа? В спектакле задействован целый ряд новейших методов работы с видеоизображением, а в центре композиции — особым образом запрограммированный куб-конструктор, в котором и происходит действие трагедии.
В гастрольной афише мы увидим имя еще одного крупного современного режиссера — немца Томаса Остермайера, который обратился к пьесе великого шведа Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Один из самых знаменитых «любовных треугольников» мировой драматургии выстраивают Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Пересильд. Действие перенесено в современную Россию, для чего Михаилом Дурненковым, одним из самых востребованных отечественных драматургов нового поколения, написана сценическая версия пьесы, в которой сохранены все сюжетные линии Стриндберга, а диалоги насыщены современной лексикой. Актрису Юлию Пересильд можно увидеть и в эврипидовской «Электре» в постановке известного российского молодого режиссера Тимофея Кулябина. Его спектакли — всегда неожиданность, всегда открытие.
Не может не заинтересовать и выдающаяся драма американца Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец» (постановка Туфана Имамутдинова) с блистательной Мариной Нееловой в роли Аманды. (Для тех, кто помнит в этой роли на сцене БДТ Алису Фрейндлих, — прекрасная возможность для сравнения.) О БДТ мы вспомним и когда пойдем на спектакль «Circo Ambulante», в котором его нынешнему худруку режиссеру Андрею Могучему привиделась бесстрашная Лия Ахеджакова в роли Дон Кихота, а рядом с ней чуткий партнер — Альберт Филозов. Фантазия создателей спектакля (среди них еще один петербуржец — художник-«ахеец» Максим Исаев) переплетает реальность и вымысел, эксцентричное и обыденное, повседневное и иррациональное.
Театр Наций продолжает эксперименты с новой драматургией. Недавняя премьера — пьеса «Жанна» молодого, но уже очень популярного драматурга Ярославы Пулинович в постановке выпускника ГИТИСа Ильи Ротенберга. В главной роли — непредсказуемая Ингеборга Дапкунайте, которую на сцене увидишь не часто. О пьесе она говорит так: «Пьеса начинается как мыльный, сериальный сюжет. А потом мелодрама вдруг достигает эпической высоты.
Сила этого текста в том, что он постепенно превращается почти в греческую трагедию». Будем смотреть историю об успешной современной женщине, которая привыкла контролировать в своей жизни все и всех, историю о дружбе, предательстве и поиске любви.
Уникальный спектакль «Бросить легко» в популярном ныне документальном жанре «вербатим» сочинили вместе драматург Марина Крапивина и режиссер Руслан Маликов. В центре сюжета — шесть историй молодых людей, которые проходят реабилитацию от наркотической зависимости в «Центре здоровой молодежи». На сцене играют не профессиональные актеры, а сами авторы текста — молодые люди, сумевшие побороть страшный недуг.
Выбрать трудно. Спешите сориентироваться. Гастроли продлятся с 20 по 29 мая в Александринском театре и на его Новой сцене.