«Танцуйте, если вы разбиты и связаны, танцуйте в своей борьбе, танцуйте, если вы абсолютно свободны!» — таков лозунг основателей complexions contemporary ballet — Дуайта Родена и Дезмонда Ричардсона.

Photo by Jae Man Joo

НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК!

В отличие от чопорного Петербурга, Нью-Йорк всегда диктовал стиль как смешение — на стыке разных культур, видов искусства, жанров. В сердце американской культуры танец рождается не у станка Вагановки, а между сценой и улицей, балетом и модой, музыкой и фотографией, классикой и рэпом... Главное для американского танца — эксцентричность, порой даже эпатажность. И, несомненно, техничность. За эту самобытность в свое время и полюбил Патрик Суэйзи, знакомый каждому ценителю contemporary по легендарным «Грязным танцам», балетную труппу, созданную хореографом Дуайтом Роденом и танцовщиком Дезмондом Ричардсоном. И до самой своей смерти знаменитый актер был продюсером нью-йоркского Complexions Contemporary Ballet. Усилиями этой «американской троицы» танец Complexions стал острым, пряным, сексуальным, по-уличному дерзким и технически выверенным. Сегодня энергию Complexions раскручивают Роден и Ричардсон. Всё, что они делают, красиво, пластично, вкусно. Цель их танца — удовольствие, которое получают танцор и зритель от движения красивого тела. А для танца и музыки нет границ: это может быть классика и модерн в единстве, акробатика и латина, джазовый свинг и гимнастическая пластика.

МИР КАК COMPLEXIONS

Само название этой труппы, как ни парадоксально, напомнит хрестоматийные строки русского поэта о «лица необщим выраженьем»: их балет «разноцветный» и «разноликий», в нем переплетаются разные стили и характеры. «Мы создавали Complexions как отражение того исторического момента, в котором нам выпало жить. Как своего рода храм, где страстные поклонники танца могут превозносить его прошлое, одновременно создавая его будущее. Все эти 20 лет труппа была свидетельством того, что мир становится более подвижным, более изменчивым, а культурные традиции в нем переплетаются теснее, чем когда-либо, — другими словами, того, что мир сам становится все более похож на Complexions», — так Дуайт Роден и Дезмонд Ричардсон определили своеобразие своей труппы. Они не «мудрствуют» на сцене — они просто предлагают танец в его красоте и многогранности. Иногда хореографию Родена называют даже супертанцем. Заметим, что труппа, которой в этом году «стукнет» 20 лет, не стареет, а только становится современнее. Да и как может состариться зрелищность и чувственность?

ОТ РАХМАНИНОВА ДО УАНДЕРА

Программа Complexions, специально собранная для фестиваля «DANCE OPEN», разнообразна и по музыке, и по хореографии. Три одноактных балета: «Moon оver Jupiter» («Луна над Юпитером», 2010) Дуайта Родена на музыку Рахманинова — это хореографическая полифония, визуализированное многоголосие, балет «Recur» («Возвращение», 2013) — коллаж на музыку пяти композиторов в постановке Джей Ман Джу, а завершает программу «Innervisions» («Иннервижнс», 2013) — светлая и радостная композиция, вдохновленная мелодиями легендарного Стиви Уандера, чье имя до сих пор не появлялось на афишах хореографических спектаклей.