Есть театральные проекты, долгая жизнь которых вполне объяснима, — их творческий потенциал неисчерпаем. Одним из таких проектов можно назвать спектакль Дмитрия Бозина «Черепаха». Дмитрий Бозин, ведущий актер театра Романа Виктюка, с успехом показывает свой спектакль уже больше пяти лет. VashDosug.ru в преддверии нового петербургского показа, который состоится 1 мая в Плодах Просвещения, побеседовал с автором постановки.
— Жанр вашего спектакля — мелодекламация. Это достаточно редкий сейчас жанр в театре...
— Мне всегда нравилась идея поэтического театра, где актер в сознательно выбранном сценическом пространстве, выступает проводником между зрителем и поэтом. Изначально возникла идея творческого вечера, где я читал стихи Бродского, Цветаевой, Дольского и, конечно, моего любимого Киплинга. Затем состоялось мое знакомство с Анастасией Животовской, которая предложила попробовать подобрать к каждому поэтическому произведению музыку. Шаг за шагом создавалось то, что мы сейчас называем «Черепаха».
— Вы подбирали музыкальные композиций вместе? Насколько участие Анастасии помогло вам в создании спектакля?
— Благодаря Анастасии и получился полноценный спектакль. Слушая, как я читаю стихи, она выбирала произведения, находила нужные музыкальные интонации. Это очень важно, когда артист и музыкант объединяются в единое целое, в существо, которое способно что-то создавать.
— Насколько в вашем спектакле важна импровизация или у вас есть жестко выверенная структура мизансцен?
— Конечно, есть определенный сценарий, которому мы следуем, но, что касается эмоциональных всплесков и настроений, а также поэтических и музыкальных нововведений, мы с Анастасией всегда готовы к эксперименту. Иногда ход спектакля и ввод чего-то нового возникает совершенно спонтанно. Так в прошлом году в Петербурге, увидев сцену лютеранского собора Яани Кирик, почувствовав готический дух времени, сдержанность и аскетичность храма, мы решили изменить наши костюмы, добавили мое стихотворение «Хмурые стихи» и отрывок из оперы Вагнера «Тристан и Изольда». И вот из такой незапрограммированной импровизации возникла еще одна интересная сцена для нашего спектакля.
— Приступая к постановке «Черепахи», вы знали, какие конкретно поэтические произведения будут использованы?
— Бродский и Цветаева были на первом месте. Наконец-то, я мог читать «Царь-Девицу» Цветаевой и «Посвящается Ялте» Иосифа Бродского. Хотелось разделить спектакль на полюса мужского и женского восприятия, вобрать множество характеров, с которыми по воле своей профессии, продолжаю сталкиваться каждый раз. А потом я понял, что пришло время и для моих стихов, которые очень хорошо вписались в настроение спектакля. Хотелось попробовать. Зрителю решать, получилось или нет.
— Что первично в постановке — музыка, за который вы идете, или стихи, которые диктуют музыке темп и настроение?
— Творческий альянс. Творческое понимание. С полуслова и полувзгляда. Поверьте, вы никогда и ничему не научитесь, если не сумеете слушать близких вам людей, любимых и друзей. Но не забывайте, время от времени, прислушиваться и к себе. Не я первый, не я последний поднимаю такую тему. Важно то, что ты хочешь донести до слушателя, но еще важнее в какие формы ты облекаешь свои творческие фантазии. В нашем творчестве заложена живая человечность и бессмертная магия музыки.
— Как вы охарактеризуете основную тему спектакля?
— Тема любви и взаимопонимания. Мужчина и женщина. Их выбор и их чувства.
— В чем основная трудность спектакля, где вы и актер, и режиссер одновременно?
— Для меня трудностей не было. Был, прежде всего, интерес, некий азарт охотника, целью которого является не убивать, а создавать.
— Вас, безусловно, можно назвать одним из ключевых исполнителей спектаклей Романа Виктюка. Насколько эстетика его театра повлияла на ваше собственное творчество?
— Творчество Романа Виктюка достаточно многогранно и это отдельная тема для разговора. Но влияние свободолюбивого режиссера с собственным взглядом на театр и искусство, безусловно, сыграло свою роль. Мне было 18 лет, когда я столкнулся с понятием «театр Романа Виктюка». Тогда хотелось все впитывать, как губка, сейчас хочется создавать и идти дальше, по многолетнему фундаменту.
25 лет исполняется в этом году спектаклю «Служанки», не утихают споры вокруг «Саломеи», критики неоднозначно воспринимают «Несравненную» и «Маскарад Маркиза де Сада», многие рефлексируют по поводу старых спектаклей, а мы …готовимся к новой премьере. (Улыбается.—VD)
— Вы играете спектакль «Черепаха» уже более пяти лет. Изменился ли он за это время?
— Конечно. Это же живой организм, который впитывает в себя каждый раз что-то новое. Творческий процесс и многолетняя трансформация спектакля всегда приносит удовольствие. Дело за зрителями, за их реакцией и за их оценкой.