Вероятно, пройдет еще немного лет, и 11 мая объявят государственным праздником. А пока же единственная заслуженная артистка среди актрис негосударственных театров сыграет в этот день главную роль в юбилейном торжестве, которое состоится в альма-матер Наталии Фиссон, на сцене Учебного театра бывшего ЛГИТМиКа, ныне Академии театрального искусства.
— Наташа, и каково вам готовиться к этой роли — юбиляра?
— Ой, давайте не будем употреблять такие страшные слова. Вообще-то 11 мая мы будем отмечать 110 лет со дня рождения Сальвадора Дали. Так как я старейшая заслуженная артистка среди актрис неформальных негосударственных театров, мне неловко «флаговать» своим возрастом и признаваться всем, что вот этими руками я некогда и вынянчала великого испанского гения. Да-да, так и было. И вот теперь уже 110 лет со дня его рождения прошло…
— Ну, хорошо. Тогда речь не о вас, а о Дали. Как вы относитесь к таким «круглым» датам, как 110, 100, 70, 50… ? Ведь, как правило, такие дни для именинника волнительны даже не столько самой датой, сколько ощущением, что от него все чего-то хотят…
— С некоторых пор я пересмотрела свое отношение к этому вопросу. Потому что раньше я очень плохо относилась ко всем датам, особенно тем, которые
касались непосредственно меня. Но с какого-то момента я стала наслаждаться своей жизнью. Наслаждаться не вопреки, а пришло понимание, что каждый день и каждый год можно прожить как праздник. И приучили меня к этому ощущению мои подруги. У меня есть небольшая компания подруг, с которыми мы дружим большую часть нашей жизни. Так вот последние лет десять дни рождения каждой из нас мы не проводим за столом (потому что все уже на диетах, да и вообще, кулинарными изысками за годы знакомства мы уже друг друга наудивляли).
Вместо застолья мы устраиваем девичники. Это отличная форма проведения женского досуга. Объясняю почему: в жизни случается вся-кое. Кто-то развелся, у кого-то муж ушел, у кого-то наоборот — новая любовь… Все это доставляет порой окружающим массу эмоций различного толка. Чтобы избежать этого, мы не берем в нашу компанию мужчин. Мужчины наши, кстати, всегда в эти дни девичников очень нервничают: чем мы там занимаемся, почему каждая из нас так ждет этого девичника и бежит туда со всех ног?! Все потому, что каждый раз именинница придумывает что-то, что должно удивить остальных. Что мы только ни делали: варили друг другу подарки из мыла, лепили из глины свистульки под руководством настоящего скульптора, изучали основы искусства сомелье (ох и чудный был день рождения!), мы поднимались на макушку собора звонить в колокол, устраивали модный показ в гостях у дизайнера Наташи Меклер, демонстрируя модели, созданные из подручных средств… Все не вспомнить даже. Так постепенно день рождения стал для каждой из нас большим праздником. Вообще, я вам скажу, день рождения в жанре «Комик-трест» не может быть невеселым по определению. ...
— Актеры часто жалуются, что дни рождения обычно проводят на сцене…
— Последние лет 20 я точно провожу дни рождения на сцене, да. Но у меня был случай, когда я вообще забыла, что сегодня — день моего рождения. Утром в бегах, днем в бегах, потом репетиция, подготовка к спектаклю, и… вечером спектакль. Выхожу на сцену Чаплин-клуба, что-то делаю, общаюсь со зрителями, вдруг замечаю в зале одного друга, потом второго… Думаю: «Забавно, что они сегодня пришли, и один, и другой…». И вдруг, ближе к концу программы, я замечаю еще друзей, еще и еще… И даже тогда у меня ни одной мысли по поводу причины их присутствия не возникает, только удивление, что так здорово совпало: все близкие вместе. И лишь когда я вышла на поклоны, объявили, что у меня день рождения. «Давайте поздравим Наташу!». И вот тут-то я совершенно растерялась… Оказалось, этот вечер был вообще организован специально для меня нашим режиссером Вадимом Фиссоном. ...
— А все-таки есть у вас возраст, в который хочется вернуться?
— Честно говоря, нет. Я не чувствую своего возраста, и вообще какого-то конкретного возраста. Я понимаю только одно: пришла прекрасная пора, когда отступили, наконец, те комплексы, которые мучили меня в юности, все эти бесконечные зажимы, застенчивость… Со временем стало как-то легче дышать… Наверное, если бы я была драматической актрисой, я бы уже переиграла всех раневских русской драматургии, и у меня могли бы возникнуть проблемы… (Смеется.)
Но так как я не в драматическом театре работаю, эта участь меня миновала. Кстати, было в моей жизни одно забавное совпадение. Когда я пришла на свои первые в жизни пробы на Ленфильм, нужно было заполнить типовую анкету, такую кондовую, советского образца, с уморительными (как мне показалось тогда) формулировками и вопросами вроде: «Служили ли вы в партизанских отрядах?», «Какие награды Родины имеете?», «Каким оружием владеете?»… Такую анкету грех было не заполнить! Я написала, что стреляю из пистолета ТТ, вожу бронетранспортер, в партизанских отрядах не служила, но хотела бы…А главное, там был вопрос об амплуа! «Ваше амплуа». Этот вопрос меня озадачил, поскольку в нашем институте уже давным-давно такое понятие было отменено… Но так как по истории театра мы проходили, какие были у актеров амплуа, я подумала-подумала и написала: «Комические старухи». Что вы думаете? Все, что я написала в этой анкете, — сбылось! И даже бронетранспортер, который я водила на съемках одного фильма. И в кадре я стреляла. Ну а комические старухи уже не один десяток лет — мой конек. (Смеется.) Буквально с первого спектакля «Комик-треста» «Чушь во фраке».