6 мая в Театре имени Ленсовета снова ожидается премьера. Знаменитую пьесу А. Н. Островского «Без вины виноватые» ставит народный артист России Олег Леваков, — его мы и расспросили о работе над спектаклем.
— В вашей биографии, и актерской и режиссерской, было много спектаклей о театральном мире — «Таланты и поклонники» Островского, «Ты и только ты» Стоппарда, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Шмитта, «Шум за сценой» Фрейна. Как вы думаете, почему зрителя так влечет в жизнь театрального закулисья? Им хочется узнать, что артист из себя представляет как человек? Без маски?
— Да, без грима и прикида. Какова его человеческая личностная природа? Чем он живет? Видимо, и Островскому было интересно в этом разбираться, недаром у него столько пьес об актерах.
— Один из главных вопросов в его пьесах о людях театра — цена возможности быть артистом, цена, которую платишь за возможность творчества. Чего артист лишается ради аплодисментов?
— Пьесы Островского о людях театра интересны тем, что там ведь нет собственно театра… Мы видим отношения человеческие — антрепренеров и актеров, поклонников и актеров, актеров между собой. Автор варился сам в этой среде, закулисье Московского Малого театра было для него домом родным. А цена аплодисментов у каждого — своя.
— Кручинина у вас — актриса одной роли? Роли матери, потерявшей сына, в пьесе Гуцкова «Ричард Севедж, или Сын одной матери»?
— Все восторгаются ее игрой в этой пьесе, в роли леди Микельсфильд, потому что она прочувствовала в жизни эту тему — потерю сына. Это ее актерская «лебединая песня». Но мы думаем, что она — актриса талантливая не только в такого рода материале.
— Не слишком ли благостно Островский рисовал актерскую среду? У него ведь нет среди артистов нехороших людей, даже ревность и зависть актрисы Коринкиной в «Без вины виноватых» можно понять и оправдать.
— Конечно, Коринкина ведь прима данного театра, а тут приехала знаменитость и собирает все букеты и аплодисменты. Островский тонко понимал специфику актерской натуры, актерского труда. Он знал, что артист без амбиций — плохой артист, не сможет состояться в профессии. Большой артист всегда стремится быть лучше, чем его партнер, это движитель профессионального роста. При этом грань между здоровыми амбициями и болезненными весьма тонка. Практически всегда в биографии артиста присутствует некая обида на мир: я такой талантливый, а меня не выбирают, не замечают.
— Любой студент считает, что он создан для роли Гамлета, и это должны увидеть все и сразу…
— Да, а обстоятельства порой диктуют, что ты — стражник, и твоя судьба — стоять с копьем пятым справа у портала. Но никто себе никогда не признается, что его амплуа — «шаги за сценой».
— Незнамов у вас в спектакле — талантливый артист? Кручинина его заметила именно поэтому?
— Опять же: Островский не дает нам возможности увидеть героев-артистов «в деле». Но по тому, как Незнамов ведет себя, как живо и тонко он реагирует на окружающую действительность, как он чувственен, мы должны понять, что его актерская природа подвижна. Он человечески талантлив, душа его живая, а по-Островскому это — необходимое качество для профессии артиста. И все обостренные эмоциональные выплески Незнамова говорят, что у него натура правдолюбца и романтика. Он нетерпим к несправедливостям, несдержан и дерзок в проявлениях, когда видит какую-то подлость или едва ощущает намек на унижение своего человеческого достоинства.
— Вы собрали под знамена спектакля многих «владимировцев» — Ларису Луппиан, Сергея Мигицко, Светлану Письмиченко, Евгения Филатова, Лидию Мельникову, Сергея Кушакова, Маргариту Алешину, Юлию Левакову.
Вы готовите своей компанией прямо какое-то поколенческое высказывание?
— Манифест мы не готовим, но то, что мы давным-давно говорим на одном языке, — важно для меня. Думаю, что только прочный творческий наш союз, которому много лет, даст возможность освоить такую сложную многогранную пьесу.
— Жанр «комедия» в данном случае что для вас означает?
— «Без вины виноватые» — пьеса с очень сильным мелодраматическим уклоном, что зрителями во все века воспринимается с душевной отдачей. И мы не будем этому противоречить, заниматься концептуальным вопрекизмом. Мы хотим услышать и передать интонацию автора.
— «Без вины виноватые» подобна при постановке шекспировскому «Гамлету»: нет Гамлета у тебя, нечего и пьесу брать в руки. Вы своего «Гамлета» — Кручинину нашли?
— Кручинина у нас есть. Лариса Луппиан — многоплановая актриса, умеет играть и комедию, и драму, и трагедию. У нее сегодня есть высочайший уровень мастерства, подвижная легкость и отзывчивость актерской природы. Плюс — чистая нота собственной личности, прожитых и нажитых лет. Она — жена, мать, бабушка, ей понятны все оттенки женской натуры. Тема «мать и дитя» для нее не пустой звук.
— Что касается изобразительного ряда: вы с художником Александром Орловым куда нас поведете?
— Стилистически мы ничего не осовремениваем. Картинка у нас будет спокойная, мягкая, пастельная, но при этом мы попробуем поиграть в некий старинный провинциальный театр XIX века. И в сценографии, и в костюмах, и в манере речевой мы попробуем передать наши сегодняшние представления о том далеком театре, имеющем свое очарование, выказать наше любование и даже некий пиетет перед тем искусством. В этом будет, конечно, элемент иронии, но доброй, ни в коем случае не пародийной.
— То есть мы должны увидеть, как пьеса «Без вины виноватые» могла бы быть сыграна в какомто городке на пути из Керчи в Вологду?
— Именно так.
— Молодежь эту задачу уловила?
—- Молодым чуть подольше приходится объяснять задачу, но это естественно, нашим «птичьим языком» учеников Владимирова они не владеют. Но и Даша Циберкина, и Антон Багров, и Миша Карпенко, и студент Никита Волков в ансамбль спектакля вписались прекрасно.
— В этой пьесе есть пара героев, которых мы в первом акте видим молодыми. И всегда есть сложность — эти молодые артисты должны вроде как играть в данном случае Ларису Луппиан и Сергея Кушакова.
— Мы не ставим задачу, чтобы Даша Циберкина и Никита Волков передавали черты именно этих артистов, потому что неизбежно элемент пародии возникает при этом, нам не нужны «Точь-в-точь» и «Один в один». Это уже моя задача через какую-то стилистику — речевую, пластическую — мягко и ненавязчиво соединить эти актерские пары.
— Какая сверхзадача при выборе этой легендарной пьесы все-таки перед вами, как режиссером, стояла?
— Я не скрываю, что делаю актерский спектакль. Великие пьесы Островского — прекрасная возможность продемонстрировать все актерские умения на сегодняшний момент, на день премьеры. Это — лучший тест на уровень мастерства: проявить понимание жанра, психологии человеческой природы, чувство партнерства, способность создать живой полнокровный характер.
На сцене всегда — просто артист, а все статуэтки, премии, дипломы и звания остаются дома и в личном деле в отделе кадров. Каждый вечер зрителя и партнеров нужно удивлять и покорять снова и снова.