С 28 мая по 31 июля на сценах и концертных площадках Мариинского театра пройдет XXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
Грандиозный летний фестиваль Мариинского театра постепенно превращается в отдельный музыкальный сезон: показать за два с лишним месяца около двух сотен спектаклей и концертов — а это сравнимо с общим объемом музыкальных афиш какого-нибудь немаленького города — может себе позволить только Мариинский со своими безграничными, кажется, ресурсами. Обладая двумя театральными сценами, одним большим и четырьмя камерными концертными залами, театр постепенно выделился из музыкальной жизни города в отдельную структуру, вполне самодостаточную и по объему, и по уровню событий.
Фестиваль обширен настолько, что у него нет какой-либо центральной идеи, если не считать за идею качество представляемой продукции. По традиции, он открывается премьерой — в этот раз оперы «Троянцы» Гектора Берлиоза (28, 29 и 30 мая) в режиссуре Янниса Коккоса, греческого художника-постановщика, чьего «Дон Кихота» зрители Мариинского завороженно разглядывают как прекрасно оформленную, с «вырезными» вставками и продуманными иллюстрациями, детскую книжку. Предыдущая, авангардная и путаная, постановка «Троянцев» в театре не слишком популярна, эта же обещает быть внятной и красивой, без лишнего эпатажа, чего и заслуживает прекрасная опера Берлиоза.
Вторая оперная премьера фестиваля более провокационна — «Война и мир» Прокофьева (15 и 16 июля) в постановке английского режиссера Грэма Вика. Грандиозное историческое полотно, в котором Прокофьев проводит явные параллели с Великой Отечественной войной, поставит режиссер сугубо социалистических взглядов, известный своими политически тенденциозными, иногда скандальными, спектаклями. Во всяком случае, «Бориса Годунова» в постановке Вика 2012 года, с его нелицеприятным анализом политического и социального «расклада» современной России, в Мариинском показывают крайне редко.
Две балетные премьеры фестиваля, напротив, сугубо классические: 15 и 17 июня будет показана программа из четырех одноактных балетов нидерландского хореографа Ханса ван Манена, вопреки общей европейской тенденции, счастливо сочетающего классическую хореографическую школу со всеми плюсами современной. И музыкальная основа его балетов также ничуть не эпатажна — Бах и Пьяццолла, два полюса классической музыки, равно любимые широкой публикой. Вторая премьера — одноактовая работа британского классика хх века Фредерика Аштона «Маргарита и Арман» на музыку Листа — состоится 8 и 9 июля. Сентиментальная история любви с налетом мелодрамы (сюжет взят из «Дамы с камелиями» Александра Дюма), актерски выразительный танец в академической манере, поставленный в 1963 году для Рудольфа Нуреева и Марго Фотейн, — это квинтэссенция английского классического балета в самый пик его величия. Мариинский, похоже, делает некоторый разворот в репертуарной политике, усиленно добавляя в афишу именно такие, спокойно-академические балеты, которые заведомо успешны у публики. Еще один большой, романтический балет Аштона — «Сильвия» на музыку Делиба — был с успехом представлен в театре пару месяцев назад и также входит в программу фестиваля (28 и 29 мая, 22 и 27 июня).
Помимо того, публика фестиваля имеет возможность познакомиться с гастрольными выступлениями Шотландского балета с остроумным шаржем на «Сильфиду» под названием «Шотландский перепляс» Мэтью Боурна (18 июня), Армянского академического театра оперы и балета с балетом Вилена Галстяна «Гаянэ» на музыку Арама Хачатуряна (23 июля), а также «Восточной рапсодией» Астана-балета — программой миниатюр на экзотические сюжеты и самую разнообразную этническую музыку, включая казахскую, японскую, персидскую и китайскую (26 июля).
Мариинский продемонстрирует лучшие спектакли собственного балетного репертуара, включая и новые работы проекта «Творческая мастерская молодых хореографов» — 2 июля будут показаны «Inside the Lines» на музыку Равеля в хореографии Антона Пимонова и «Камера обскура» Юрия Смекалова на музыку Александра Маева. Традиционно весомая часть афиши отдана пианистам. Ожидаемые, стабильно участвующие в фестивале звезды приедут и в этом году — 18 июня с «Гольдберг-вариациями» Баха, «Отражениями» Равеля и Седьмой фортепианной сонатой Прокофьева выступит Алексей Володин; Рудольф Бухбиндер 22 июня играет фортепианные квинтеты Дворжака и Шумана (с солистами симфонического оркестра театра), а 23 июня с симфоническим оркестром театра под руководством Валерия Гергиева — Второй фортепианный концерт Брамса; Денис Мацуев выступит 22 июня, Кристиан Блэкшоу — 6 июля, а Борис Березовский в дуэте с Александром Гиндиным — 4 июля. 8 июля состоится сольный концерт прославленного, несмотря на юный возраст, москвича Даниила Трифонова, а того же поколения узбекский музыкант Бехзод Абдураимов, который в этом сезоне впервые выступал в Петербурге, играет на закрытии фестиваля 30 июля. Что касается новых для Петербурга имен: безусловно интересны концерт молодой французской пианистки, технически виртуозной, эмоциональной и проникновенной Лиз де ла Саль (29 июня), выступление Вадима Холоденко (8 июня), который хоть и играл уже в Петербурге осенью, сразу после своей блестящей победы на конкурсе Ван Клиберна, но в самом начале сезона, когда публика еще не была готова воспринимать что-то новое, а также концерт американского пианиста солидного возраста Питера Серкина (12 июня), лауреата нескольких «Грэмми», совершенно неизвестного у нас.
В этом году чрезвычайно привлекательной выглядит и плеяда скрипачей, участвующих в фестивале: 2 июня Вадим Репин выступит с виолончелистом Марио Брунелло (который играет еще и сольный концерт 4 июня), 11 июня выступит Янин Янсен — нидерландская скрипачка с великолепным звуком и романтической направленностью дарования, 17 июня Двойной концерт Брамса играют блистательный Сергей Хачатрян и виолончелист Нарек Ахназарян, постоянный
партнер Валерия Гергиева Леонидас Кавакос выступает с сольным концертом 26 июня, а накануне играет неожиданным дуэтом с Николаем Луганским. Из той же звездной когорты и концерт Сергея Крылова (9 июля), а также впервые в Петербурге — сольный концерт молодого французского альтиста, стабильно набирающего известность последние несколько лет в Европе, Антуана Тамести (19 июня).
Камерное исполнительство на фестивале, помимо звездных дуэтов, представлено прославленным русским струнным квартетом имени Бородина (15 июля) и совсем молодым квартетом «Атриум» — родом из Петербурга, в полном составе переехавшим в Берлин (концерты — 1 и 2 июля). «Атриум», который на прошлом фестивале заявил о себе циклом «Все струнные квартеты Шостаковича», в этот раз привозит романтический цикл сочинений Мендельсона. Центральным же событием в камерном блоке афиши станет концерт 30 июня знаменитого итальянского баса, проникновенного Дон Кихота и сурового