За свою без малого 85-летнюю историю Свердловская Драма приезжала в Петербург всего трижды. В июне театр привозит целый букет спектаклей — десять постановок, что называется, на любой вкус: увидим и классику, и современную драму, и даже данс-спектакль. О предстоящих гастролях «ВД» рассказал Генеральный директор театра Алексей Бадаев.
— Алексей Феликсович, в прошлый раз ваш театр был в Петербурге больше десяти лет назад. Какими для театра были эти годы? Чем вы особенно гордитесь?
— Действительно, в прошлый раз мы были в Питере в 2002 году — играли на площадке легендарного БДТ, а в числе наших зрителей были такие мэтры, как Кирилл Лавров и Андрей Толубеев. Надеемся, что и нынешний визит не пройдет незамеченным нашими коллегами, тем более нам есть что показать и чем удивить. В 2011 году мы стали театральным холдингом, объединившим под одной крышей Свердловскую драму, студийный проект «Молодой театр», «выросший» из выпускного курса Екатеринбургского театрального института, и компанию «ТанцТеатр». Во многом благодаря этому «слиянию» ритм нашей жизни, а значит, и жизни нашего зрителя стал просто сверхдинамичным. Судите сами: в этом сезоне мы выпустили 11 премьер, и 7 из них вошли в гастрольную афишу, запустили два новых авторских проекта — «Театрал» и «Академия драмы» (гостями последней были Глеб Панфилов, Кшиштоф Занусси, Алексей Иванов), получили Национальную театральную премию «Арлекин» — и это далеко не все поводы для гордости, которые у нас появились.
— Что для вас значат гастроли в Петербурге? Какие воспоминания связывают ваш театр с нашим городом?
— Свердловский театр драмы был в Питере трижды. Помимо уже упомянутого выше визита, мы были здесь в 1938 году, сыграв на сцене Летнего театра «Буфф» какое-то невероятное количество спектаклей (что-то больше 120!), а в 1954 году труппа впервые показала свои лучшие работы на сцене Большого драматического театра, тогда носящего имя Максима Горького. Уверен, что и в то время, и в нынешнее возможность показать себя в Северной столице, где творили и творят лучшие режиссеры России, — это мечта любого театрального коллектива.
— Гастроли откроет спектакль «Доходное место» в постановке Владимира Мирзоева. Почему именно он?
— Владимир Мирзоев — один из лучших режиссеров России. Все его спектакли, вне зависимости от того, на какой площадке, на каком драматургическом материале они были сделаны, вызывают у меня неизменный восторг! В них есть и яркая форма, и множество вступающих в самые противоречивые взаимоотношения смыслов, и всегда великолепная игра актеров, душа которых, по Мирзоеву, и чертит режиссерский рисунок — все это достойно самых высоких оценок! И то, что Владимир Владимирович согласился поработать у нас, для Свердловской драмы — огромная удача.
— В афише еще несколько спектаклей по классике — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Старосветская старость». Сегодня принято переписывать классические тексты, адаптируя их к нашим реалиям. Как поступили вы?
— Традиционную для сегодняшнего театра интригу я ломать не буду: иными словами, приходите — все увидите. Хотя я думаю, что качественный спектакль, по классике он поставлен или по современной пьесе, в первую очередь должен быть актуален. Но это достигается не прямолинейным переписыванием текстов, а выявлением в них созвучных сегодняшней жизни смыслов. Если у постановщиков последнее получается, то и, условно говоря, появление Годунова в джинсе не будет казаться надуманным или за уши притянутым.
— В гастрольном репертуаре — также спектакли по современным пьесам. Вообще, направление современной пьесы таково, что из театра уходит ощущение праздника... Как думаете, это правильно?
— Ощущение праздника для всех нас разное, и давать здесь однозначные оценки направлению развития современной пьесы мне бы не хотелось. Но я убежден, что развитие творческого коллектива напрямую связано с обращением к текстам, «рожденным» сегодняшним днем — с его заботами, проблемами, экзистенциальными поисками. А потому мы привозим в Петербург четыре произведения от всеми признанных «звезд» уральской школы драматургии, и знакомство с ними и их создателями Ярославой Пулинович, Александром Архиповым, Василием Сигаревым и Олегом Богаевым, которые после каждого показа будут общаться со зрителем, уже само по себе станет настоящим праздником. Тем более что в отношении трех названий Свердловская драма оказалась первооткрывателем. Именно на нашей сцене состоялась российская премьера «Острова Мирного» Александра Архипова, мне не известны другие постановки «Вишневого ада Станиславского» Олега Богаева, одними из первых мы поставили «Жанну» Ярославы Пулинович — так что Питеру предстоит немало открытий!
— У вас остается время следить за театральным сезоном в Москве и Петербурге?
— Конечно, за всем слежу, много читаю, общаюсь со знакомыми. Увидеть все вовремя удается не сразу. Однако посмотрел в МДТ «Коварство и любовь«, когда в конце прошлого года приезжал в Питер на Открытую сессию Союза театров Европы по личному приглашению Льва Абрамовича Додина. В Москве посмотрел блистательные премьеры Владимира Мирзоева «Возвращение домой» и Римаса Туминаса «Благослови нас, Господи!», побывал на конференции, посвященной 80-летнему юбилею творческой деятельности Юрия Петровича Любимова, увидел его последние премьеры в театре Вахтангова и Большом театре (ранее не довелось).
— Чего вам не хватает в современном театре, что в нем сегодня в дефиците?
— В дефиците всегда умные, глубокие, интеллектуальные постановки, которые не отпускают еще долгое время после просмотра. Их, по определению, не может быть много, но именно ими живет театр, ради них и существует.