26 июня весь балетный мир отмечает 135-й день рождения Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее имя — символ отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны — Академия русского балета, а по ее методике преподавания классического танца учатся в разных странах по всему свету. Про балет и тело балерины она знала всё, но самое главное — могла научить секретам профессии других. Впрочем, путь к славе великого педагога был долог и тернист.

ЦАРИЦА ВАРИАЦИЙ

Ваганова родилась 26 июня 1879 года в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно, и поступление Груши (так в детстве звали Ваганову) в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета) было большой удачей.

В 1897 году окончившая обучение одной из лучших, Ваганова была принята в труппу Мариинского театра и определена в кордебалет, где застряла надолго, несмотря на то что обладала великолепной техникой. Одноклассницы, которые не могли похвастаться таким же мастерством, давно танцевали сольные партии, а Грушеньку словно не замечали. Почему? В театре любили хорошеньких, женственных танцовщиц, а внешность Вагановой не отвечала балетным канонам: невысокая, с крупной головой, резкими чертами лица, мускулистыми ногами.

Вне сцены она не казалась дурнушкой. Поклонникам нравились ее зеленые искрящиеся глаза, обаятельная улыбка, остроумная речь, но на балетной сцене эти качества востребованы не были. Однако маленькие роли Ваганова исполняла столь блестяще, что ее назвали «царицей вариаций».

Выдающийся историк балета Любовь Блок свидетельствует: «Ваганова танцевала неподкупно правильно: никакая трудность не могла заставить ее выйти из классического рисунка, смазать выразительную форму па из-за виртуозного трюка. Ваганова обладала большим и легким прыжком, элевация ее была совершенно особенная, индивидуальная. Она легко отрывалась от земли без разбега, «висела» неподвижно и прямо несколько секунд. Взлет ее был даже выше, чем у Павловой, поэтому такие трудные для женщин па, как, например, кабриоли вперед, выходили у нее идеально, она ударяла ногой об ногу на высоте, как мужчины, то есть выполняла всю строгость классических требований. Высоко прыгала в jeté без разбега, прямо после предшествующего па. Заносила глубоко, чисто и так быстро, что для entrechat six ей не нужно было высокого прыжка — такое исполнение придает этому па большую легкость и блеск. И так — все. Глядя на Ваганову, было чему поучиться».


ПРИЗНАНИЕ

Однако звание балерины Ваганова получила только 6 мая 1915 года, а через месяц — 14 июня 1915 года — последовало увольнение со службы на пенсию.

Уход из театра Ваганова переживала тяжело, зато семейная жизнь приносила радость. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась серьезным чувством. Померанцев, подполковник путейской службы, был интеллигентным, заботливым, добрым человеком. Счастье омрачало только одно — он был женат. В 1904 году Ваганова родила сына Александра, которого Померанцев усыновил. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился... Грянувшая вскоре революция, подведя черту в жизни Вагановой, заставила искать новую работу — она начала преподавать.

Свое истинное призвание и славу гениального педагога Агриппина Яковлевна обрела в стенах своей родной школы на улице Зодчего Росси, где воспитала 29 поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Достаточно назвать имена Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Ольги Мунгаловой, Ольги Иордан, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Феи Балабиной, Галины Кирилловой, Татьяны Вечесловой, Аллы Шелест, Нонны Ястребовой, Ирины Генслер, Нинели Кургапкиной, Ольги Моисеевой, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой. Перечислить всех нет возможности. У Вагановой были замечательные ученицы не только среди танцовщиц, она вырастила и выдающихся педагогов-теоретиков Надежду Базарову, Варвару Мей, Веру Костровицкую, которые, опираясь на ее методику, разработали программы обучения по классам.

В чем же значение методики Вагановой? Талантливые педагоги были всегда, но они учили интуитивно, Ваганова же взяла лучшие достижения разных школ и разных педагогов, систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу.

Агриппина Ваганова, первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу, изложила свою методику в книге «Основы классического танца», ставшую самым знаменитым учебником.


ГОТОВИТЬ ТОЛЬКО ЗВЕЗД

Ваганова была художественным руководителем труппы Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр), где вела класс усовершенствования мастерства балерин, оставила след как балетмейстер, поставив «Лебединое озеро» и «Эсмеральду», преподавала на педагогическом факультете Ленинградской консерватории. Но главным в ее судьбе оставалось Ленинградское хореографическое училище, где она до своей кончины в 1951 году давала уроки классического танца, посещала уроки педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой, которое перешло в название Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой.

Танцовщица Ваганова на сцене не состоялась как звезда, но Ваганова-педагог готовила именно звезд. И нынешнее руководство ее alma mater в руках звезд с мировыми именами: ректора Николая Цискаридзе и проректора по художественной работе Жанны Аюповой. Оба — приверженцы вагановских принципов.

Жанна Аюпова училась в Ленинградском хореографическом училище у Нинели Александровны Кургапкиной и — редчайший случай! — всю свою танцевальную карьеру работала с ней в Мариинском театре. Славящаяся виртуозным танцем Кургапкина, одна из самых любимых питомиц Вагановой, передала Аюповой секреты своего педагога.


ПАМЯТИ ПЕДАГОГА

Выходом в свет новых книг юбилейные мероприятия не ограничиваются. В Академии русского балета в июне пройдет научно-практическая конференция, посвященная Вагановой, международный семинар «Сохранение наследия А. Я. Вагановой». Ее памяти будут посвящены выпускные спектакли на сцене Мариинского театра. 26 июня в Эрмитажном театре состоится юбилейное торжество: на сцене будет представлен праздничный концерт, а в фойе — уникальная выставка личных вещей, документов и редких фотографий из архива самой Вагановой.


В ПОДАРОК ОТ НАСЛЕДНИКОВ

Вагановская линия прослеживается и в творческой родословной Николая Цискаридзе. Ученицы Вагановой великие балерины Марина Тимофеевна Семенова и Галина Сергеевна Уланова одарили Цискаридзе творческой и человеческой дружбой. Он, в свою очередь, сумел воспринять секреты их мастерства, опыт, традиции. Кроме того, в Московском хореографическом училище (ныне Московская академия хореографии) он учился у выдающегося педагога Петра Антоновича Пестова, среди учителей которого были соратники и коллеги Вагановой: Екатерина Николаевна Гейденрейх и Александр Иванович Пушкин. И залогом счастливой карьеры Цискаридзе стали не только природные способности — высокие прыжки, головокружительные вращения, выразительная пластика, красивая внешность, но и полученные от учителей уроки, позволяющие наполнить образы духовной глубиной и дать им свою индивидуальную трактовку.

Не секрет, что Николай Цискаридзе прекрасно образованный и эрудированный человек: известно, например, что он обладает огромным собранием книг по балетному искусству. И неслучайно Академия русского балета к юбилею Вагановой готовит к печати два уникальных подарка. Один — репринтное воспроизведение первого издания знаменитого учебника Вагановой «Основы классического танца». Другой — книга «Агриппина Ваганова: от «царицы вариаций» до профессора хореографии», посвященная творчеству танцовщицы и педагога Вагановой, а также ее ученицам. Ценности изданию добавляет большое количество иллюстраций, большинство из которых читатели увидят впервые.