Пьесу Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» хорошо знают в России по фильму Михаила Казакова. В конце прошедшего сезона театр Комедии им. Н. П. Акимова выпустил известную пьесу с Ириной Мазуркевич в главной роли. Она и ответила на несколько вопросов корреспондента VashDosug.ru.

— Оригинальное название пьесы Дюрренматта — «Визит старой дамы». Но театры довольно часто меняют его на «Визит дамы». Как вы думаете, с чем это связано?

— Слово «старой» опустили, потому что очень изменилось представление о старости, даже по сравнению с недавним прошлым. Я уже не говорю про XIX век, когда женщин в тридцать лет считали старухами. Сейчас, когда мы говорим слово «старый», мы представляем человека дряхлого, немощного, который уже ни на что не способен. А в пьесе представлена женщина энергичная, одержимая идеей мести, всю жизнь стремящаяся к своей цели. Кроме того, она миллиардерша, и, естественно, она сделала всё, чтобы выглядеть максимально эффектно перед своим любимым человеком.

— Сложилось в спектакле такое эффектное появление?

— Да, мое появление на сцене обыграно очень необычно. Режиссер Татьяна Сергеевна Казакова придумала такое появление, с которым не каждая актриса справится. Но я поставила цель — обязательно справиться, потому что этот эпизод задает тон всему спектаклю.

— Как вам этот драматургический материал? В чем, по-вашему, актуальность пьесы?

— Эта пьеса — подарок для любого актера. О такой роли можно мечтать всю жизнь, но так и не получить ее. И сейчас «Визит старой дамы» актуальнее, чем когда бы то ни было: одна из главных тем пьесы — тема предательства, человеческой неверности, подлости. Это актуально во все времена. Ситуации в пьесе построены так, что обнажаются многие человеческие слабости. По сюжету главную героиню когда-то оклеветал и предал любимый человек. Это предательство повлияло на нее так сильно, что она сделала месть смыслом своей жизни. Параллельно с развитием главной линии сюжета мы узнаем и про окружающих людей, и самое главное, про власть денег. Сейчас эта тема звучит особенно остро, потому что ради денег зачастую люди готовы на все, и желанием заработать оправдывают что угодно, любые поступки и любую подлость.

— Вы сказали, что эта роль — подарок для любого актера. Почему?

— Потому что там есть что играть: любовь, страсть. Роль очень хорошо выписана. Сколько можно играть «Вишневый сад» и «Три сестры»? В каждом городе есть несколько спектаклей по одним и тем же пьесам. Да, это не самая знаменитая пьеса, но она очень непростая, к ней нужно найти правильный ход, правильный ключ, и мне кажется, что у Казаковой это получилось.

— Режиссер обозначил жанр этого спектакля как трагикомедию. Как вы думаете, ваша роль больше комическая или трагическая?

— Драматическая... Да, всё-таки драматическая. Хотя в спектакле очень много юмора. Но сама история больше трагическая, конечно…

— Какому зрителю, как вам кажется, будет интересен «Визит дамы» в первую очередь?

— Я уверена, что практически любому. Хотя, конечно, его следует показывать в определенном возрасте, лет с шестнадцати. Потому что вопросы, поднятые в нашей постановке, начинают волновать не с самого детства. Но, кроме проблем, затронутых в спектакле, это будет просто очень интересное, яркое зрелище, темпераментное, со множеством сюрпризов.

— О каких сюрпризах вы говорите?

— Ну, какие же это будут сюрпризы, если я вам расскажу?

— Как вы считаете, зритель должен знать на что он идет?

— Когда зрители идут в театр, мне кажется, они должны чуть-чуть подготовиться. Да, наверное, надо знать, на что они идут. Например, часто собираясь в наш театр (и я об этом уже много раз говорила), зрители путают комедию с эстрадой, причем с плохой эстрадой, и думают, что с самой первой минуты они начнут смеяться. Но комедии бывают разные. Гоголь, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Шварц — все они писали комедии. И тем не менее, в них заложен серьезный подтекст и поднимаются важные темы.

— А зачем, по-вашему, сегодня, в эпоху развлечений, нужен такой старый институт, как театр?

— Театр — это, прежде всего, живая эмоция, живое общение. И если артисты наполнены чувством, если спектакль имеет смысл, то зритель обязательно заряжается эмоциями, которые невозможно заменить никакими спецэффектами. И я как раз ратую за театр, который вызывает эмоции. Это могут быть слезы радости или слезы восторга, сопереживание или смех — это может быть все, что угодно, но только не равнодушие. Я чаще всего в театре — плачу, когда мне что-то очень нравится, когда появляются неожиданные, необычные вещи, вызывающие яркие эмоции.