27 августа Дмитрий Волкострелов представит на суд зрителей новую постановку по пьесе Павла Пряжко «Парки и сады». Корреспондент VashDosug.ru побеседовал с режиссером.
— Дмитрий, «Парки и сады» будут идти под открытым небом. Другой ваш спектакль показывают в ночном клубе. Вы не хотите ставить на большой сцене или не можете?
— Мне кажется, что интересно расширять пространство, искать новые возможности. Это такая российская установка, что театр обязательно с колоннами и занавесом. Но это не так. Хотя и на большой сцене я ставил, весной, в театре на Таганке.
— Какой реакции от зрителя вы ждете на такие постановочные решения?
— Я не знаю. Мы, как раз, стараемся не думать о том, как зацепить зрителя, вызвать у него определенную, и только такую реакцию. Есть театры, есть кино, которые ставят перед собой эту задачу. Есть такое искусство. Но оно не про нас. И я не знаю, что вкладывается в понятие «зритель». Зритель — это что? Это кто? Это
— То есть ваш театр — театр для узкого круга?
— Мне кажется, что нет. И вопрос в другом: в готовности зрителя приобрести
— Почему?
— Общество не готово к этому.
— С чем вы это связываете?
— За последнее время изменился зрительный зал. Современное российское общество очень мало рефлексирует. Это транслируется через зависимые от государства СМИ, через поступки власти. Например, закон о запрете мата на сцене. Есть спектакль «Три дня в аду» Театра Наций, который подпадает под действие этого закона, и поэтому мы вынуждены будем либо снимать его с репертуара, либо цензурировать. Очевидно, что люди, которые принимали закон о мате, очень давно не были в театре. Они, как я глубоко убежден, не в курсе современных театральных процессов, актуального искусства. Да и на любой другой спектакль могут прийти
— Вы считаете себя умнее зрителя?
— Нет, я не считаю себя умнее кого бы то ни было.
— А новатором вы себя считаете?
— Нет, не считаю. Я считаю новатором Пряжко, который сказал новое слово в драматургии. Считаю Беккета новатором. Хайнера Мюллера. Но про себя я не могу так сказать.
— Гением?
— Нет, конечно. Мне кажется, вообще статус гениальности из сегодняшнего искусства ушел. Гений — это очень большая фигура, которая предполагает большую идеологию. В то время как сегодня, я думаю, само современное общество, культурное пространство ставит под сомнение любые большие идеологии. Потому что все большие идеологии за XX век сами себя скомпрометировали. Большая идеология не предполагает наличия других идей. И получается, что гений — это носитель идеологии, которая заведомо сегодня ставится под сомнение. Мы живем в ситуации наличия небольших и разнообразных идеологий, и, следовательно, разных художников, целью которых не является тотальное влияние на умы. И это, во многом, естественное состояние общества. Хотя сегодня нам, конечно, всячески навязывают как раз ту самую, большую идеологию для всех и всего. Вот общество постепенно и разучивается сомневаться.
— У вас есть такая своя, пусть и небольшая, театральная идеология?
— Пожалуй, что нет. Есть идеи. И они меняются от текста к тексту, от спектакля к спектаклю. Идеология изменений.
— Тогда обозначьте свое место в режиссуре.
— Ой… Я бы не стал называть
— Вы хорошо знаете историю театра?
— Вроде бы неплохо, черт его знает…
— Ваш театр — коммерческий?
— Нет, скорее, не некоммерческий.
— Как вы считаете, если вы некоммерческий режиссер, и не новатор, и не гений, почему о вас так много пишут?
— Вы ставите меня в такую ситуацию… «Дима, у вас есть хорошее качество, расскажите о нем, пожалуйста». Я не могу этого оценивать.
— А когда вы решили стать режиссером?
— Не было такого переломного момента. Другое дело, что во время обучения у Додина был момент, когда казалось, что не получится. Потому что Додин — большой мастер, педагог, режиссер. И неизбежно попадаешь под влияние его творчества. А дальше возникает ситуация, когда понимаешь, что как Додин ты ставить не можешь. Ты другой. И после такого опыта надо найти себя. Понять, как я могу, какие у меня есть возможности.
— У вас есть опыт киноактера… Не думали продолжить карьеру в этом ключе?
— Я бы и сейчас поснимался, но,
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— В детстве хотел стать программистом, первое знакомство с компьютером это, конечно, было очень большое впечатление. Потом, уже в сознательном возрасте, был момент, когда я учился в театральном, но
— Вы не пробовали писать сами?
— В юности, да, писал очень много стихов. Но наизусть не помню.
— А в архивах сохранились?
— Да конечно, и много, тем более, что я люблю архивы и все архивировать. У меня был период, когда я писал по три, по пять стихотворений в день, потом меньше и меньше. Но я никогда не дам это публиковать, потому что это очень личная история, и к тому же я вполне адекватно оцениваю их качество.
— Вы
— Однажды участвовал в телевизионной игре «самый умный» или
— Как вы полагаете, какой человек может стать режиссером?
— Режиссером, и даже больше, художником, может быть любой человек. Каждый. И это одно из самых значимых достижений современного искусства. Искусство открыто для всех и каждого.