Каждую среду, субботу и воскресенье петербуржцы и гости города получают возможность взглянуть на Северную столицу с неожиданной стороны — в
«Remote Петербург» — часть масштабного международного проекта «Remote X»: на месте X уже успели побывать Берлин, Авиньон, Вена, Лиссабон,
Зрителям «Remote Петербург» предлагается совершить нечто вроде экскурсии: на входе (спектакль начинается в живописном углу
Затем группа из пятидесяти человек в наушниках начинает движение по городу: метро, лютеранский собор, гуща Невского проспекта, картинная галерея, рынок. Вам ни разу не дадут забыть о том, что вы — группа («Я буду называть вас стаей», — сообщает голос). Когда вы не один, вы легче втягиваетесь в игру, соглашаясь делать вещи, странные для одиночки: балетный класс на эскалаторе, приседания в вагоне метро, походка задом наперед, бег наперегонки. Эта игра столь же увлекательна, сколь и поучительна: голос не перестает иронично комментировать собственные указания, постоянно напоминая о парадоксальности самой ситуации «Remote Петербург». Надевая наушники, вы погружаетесь в мир, доступный лишь вам и остальным сорока девяти участникам путешествия — и здесь есть как момент единения, так и момент отстранения от тех, кто в нем не участвует. Город вокруг становится монументальной театральной декорацией, а населяющие его люди — хорошо организованной массовкой. В одной из сцен участникам экскурсии прямо предлагается посмотреть на оживленную улицу как на театральную сцену. Механическая организация городской жизни высвечивается на протяжение всего путешествия: записанный заранее голос постоянно предсказывает происходящее вокруг вас, вплоть до конкретных реакций окружающих людей. Стоит ли говорить, насколько это — как и остальное в «Remote Петербург» — забавно и поучительно?
Полуторачасовая прогулка заканчивается на смотровой площадке под крышей БДТ им.
«Remote» переводится как «удаленный, дистанционный», и здесь кроется важная деталь. Этот спектакль — особенно в свете его международного и междугороднего успеха — поначалу может показаться исследованием территории, на которой он происходит, пристальной и чрезвычайно язвительной экскурсией по городу и его жителям. Но на поверку одной из главных его задач оказывается именно отстранение, попытка взглянуть со стороны на город и себя — свое тело, привычки, границы, способ думать и двигаться. Это своего рода перезагрузка, очищение органов восприятия — и, как ни парадоксально, отличный театр.