По осени, как известно, считают не только цыплят. В городе, который называют культурной столицей, самое время подвести «предварительные итоги» сезона прошедшего и всмотреться в день грядущий.


БЫЛО...

Театр

1. «Алиса», БДТ им. Г. А. Товстоногова

Спектакль нового худрука БДТ Андрея Могучего, созданный на сцене Каменноостровского театра, придуман по мотивам знаменитой сказки Л. Кэрролла, но вместо Зазеркалья героиня Алисы Фрейндлих попадает в прошлое — садится в лифт и буквально проваливается в воспоминания, оказываясь в квартире своего детства, где по-прежнему живут Кролик, Шляпник, Король с Королевой, Поросенок, Гусеница и Шалтай-Болтай. Этими ролями режиссер одарил маститых и народных: Анатолия Петрова, Валерия Ивченко, Евгения Чудакова, Ируте Венгалите, Геннадия Богачева, Андрея Шаркова, Сергея Лосева. Для знаменитой труппы этот спектакль стал проверкой на прочность. Но старая гвардия не подвела, блестяще освоившись в новом для нее режиссерском рисунке.


2 «Графоман», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

Для своей первой постановки на Большой сцене Комиссаржевки главный режиссер театра Александр
Баргман
обратился к творчеству Володина — его рассказам, пьесам и, конечно, стихам. Главный герой — инженер по технике безопасности Петр Мокин — днем ходит на скучную работу, а по ночам пишет стихи и страдает от нереализованности и одиночества. В этой роли Сергей Бызгу взял очень высокую и чистую ноту исполнения, редкую по нынешним временам. Его пронзительные, ранящие интонации не оставляют равнодушным никого в зале.


3. «Мадам Бовари», театр «Русская антреприза им. А. Миронова»

Театр удивил зрителя, привыкшего к почтительному прочтению классики в «Русской антрепризе», появлением на его афише имени экстравагантного режиссера Андрия Жолдака. Как водится, все тексты, к которым прикасается его рука, оказываются разрушенными до основания, а затем… Жолдак сочиняет собственную историю. Вместо буржуазной мелодрамы зрители увидели трагедию античного накала страстей. Елена Калинина в роли мадам Бовари, впадая в любовное неистовство, норовит затянуть в энергетическую воронку все, что попадается на ее пути.


4. «Все мы прекрасные люди», Театр им. Ленсовета

В руках режиссера Юрия Бутусова мелодраматическая история зазубрилась острыми гранями страстей. Динамичный и экстравагантный спектакль понравился современной публике, которая радостно откликается на песню МакSим «Одиночка» в исполнении Анны Ковальчук, играющей хозяйку имения Наталью Петровну, потерявшую голову от любви к молодому учителю сына. В спектакле и в помине нет скучного реализма, зато хоть отбавляй экспрессии. Сгорающая в любовной лихорадке героиня с размаху, в одежде, падает в ванну и бьет по воде руками с криком «Он
должен уехать!».


Классика

1. Концерт американского скрипача Джошуа Белла (20 октября 2013 года, Большой зал филармонии)

Американский скрипач, лауреат престижных премий, в том числе «Грэмми», для широкой публики Джошуа Белл прославился поучительным перфомансом в метро, а для музыкальной — он известен как универсальный скрипач, с одинаковым успехом исполняющий сочинения «умеренных» современных композиторов (Дж. Корильяно), сотрудничающий с персонами легкой-и поп-музыки, и академический музыкант, один из лучших скрипачей мира классического репертуара. В программе петербургского концерта прозвучали сочинения композиторов-романтиков — Бруха, Мендельсона, Чайковского.


2. Два концерта (27–28 марта 2014 года, Большой зал Филармонии им. Шостаковича) британского пианиста Фредерика (Фредди) Кемпфа

Когда-то бронзовый призер Московского конкурса им. Чайковского, а сегодня — один из самых востребованных пианистов мира, Кемпф — частый гость в России, но от этого не менее любимый. В двух мартовских концертах одновременно в качестве дирижера и солиста Фредерик Кемпф представил панораму из всех пяти фортепианных концертов Бетховена, давшую возможность как проследить за творческой эволюцией композитора (такого рода интегралы всегда
очень показательны в образовательном плане), так и просто насладиться самой замечательной музыкой в
отличном исполнении.


3. Приезд в Петербург выдающегося итальянского оперного певца — баса Ферруччо Фурланетто

Легендарный певец привез в Петербург хорошо проверенные и уже многократно отточенные в его выступлениях произведения. Фурланетто трижды выступил на площадках Мариинского театра — дважды в главной партии оперы «Дон Кихот» Жюля Массне (24-25 июня, Главная сцена) и один раз — с сольным концертом (30 июня, Концертный зал Мариинского театра), в котором он спел «Зимний путь» — возможно, лучший и наиболее глубокий вокальный цикл Франца Шуберта и одно из сокровищ мировой вокальной музыки.


Будет... Театр

1. БДТ им. Г. А. Товстоногова

Для зрителей, безусловно, главным событием сезона станет открытие после ремонта в конце сентября здания БДТ на Фонтанке, 65. На этом фоне запланированные премьеры театра как будто отошли на второй план. Между тем, обещана новая главная роль для Нины Усатовой в музыкально-драматическом спектакле «Эрендира» по прозе Маркеса (режиссер — Федор Лавров). Премьера намечена на октябрь. Также в октябре состоится премьера спектакля по сценарию Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» режиссера Анджея Бубеня. В главной роли — Дмитрий Воробьев.


2. Театр им. Ленсовета

Новый сезон откроется 2 сентября спектаклем Юрия Бутусова «Кабаре Брехт» с артистами Студии театра (выпускники курса Анны Алексахиной). Судя по всему, театр не собирается сбавлять заданный в прошлом сезоне темп — до нового года состоится также премьера мюзикла «Странствия Нильса» (по сказке С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями») на музыку Максима Леонидова. Режиссер — Мария Романова. Премьера намечена на 20 декабря.


3. Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Театр открыл сезон в разгар лета и назло жаре уже готовится к премьере — 12 сентября зрители увидят мюзикл «Вестсайдская история» в постановке . «Балтийский дом» стал обладателем авторской лицензии на постановку оригинальной версии бродвейского мюзикла. Музыка великого прозвучит в исполнении ведущих музыкантов Петербурга. А чтобы воспроизвести хореографию Дж. Роббинса, балетмейстер спектакля А. Босов провел сложнейший кастинг танцоров.


4. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

В новом сезоне, который откроется 10 сентября, в планах театра — спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А. Вампилова в постановке известного режиссера из Новосибирска Сергея Афанасьева. Намечена премьера спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф» руководителя венгерского Театра комедии Энике Эжени. Также приглашен к сотрудничеству Семен Серзин, выпускник Мастерской В. Фильштинского, который поставит «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. В конце сезона режиссер Александр Баргман выпустит спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе сибирского драматурга Ярославы Пуленович.


Классика

1. 18 декабря 2014 года. Большой зал филармонии. В Петербург приедет ансамбль Opus Post c Татьяной Гринденко в качестве художественного руководителя

Выступления Opus Post, а также другие акции и программы ментально связанные с ансамблем музыкантов — пианиста Алексея Любимова и композитора Владимира Мартынова — это всегда интересно. На этот раз в программе ансамбля будут сочинения композиторов Генри Перселла и Майкла Наймана: столкновение эпох, стилей, контраст и неожиданное сходство — непрерывный континуум барочной музыки и красота статичных состояний в минимализме, — в этом действительно много общего. Может быть, даже больше, чем у барокко и романтизма или романтизма и минимализма.


2. 3 ноября 2014 года. Большой зал филармонии. Сольный концерт известного
турецкого пианиста Фазиля Сая

Сай — личность довольно неоднозначная в мире музыки: некоторый популизм, заметный в его музыкальной деятельности (как академического и джазового пианиста, как академического композитора), а также общественные высказывания (которые ему стоили приговора Стамбульского суда) мешают ему стать респектабельным и всесторонне уважаемым исполнителем, но, возможно, это даже и к лучшему: в этом и состоит его уникальность. В программе концерта —
может быть, самая потрясающая Соната Бетховена № 32 (поставленная пока отчего-то в середину, а не в
конец программы), соната Моцарта, ноктюрны Шопена и собственные сочинения Сая.


3. 29 сентября. Концертный зал Мариинского театра. Концерт, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны, с исполнением масштабного «Военного реквиема» Бриттена

Исполнители — хор Мариинского театра, детский хор Телевидения и радио Санкт-Петербурга, симфонический оркестр Мариинского театра, за дирижерским пультом — Валерий Гергиев. Одно из самых известных произведений Бриттена, «Военный реквием» написан уже после Второй мировой войны, к освящению разрушенного и восстановленного собора в Ковентри (с архитектурой этого собора связаны и некоторые акустические эффекты, введенные композитором в
сочинение специально для исполнения в этом месте), но тематически связан с трагедией Первой мировой войны — реквием написан на стихи «окопного» английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего на фронте за несколько дней до перемирия. Не будучи каноническим, «Военный реквием» Бриттена тем не менее занял место как одно из наиболее важных произведений жанра. Как будет решена рассадка музыкантов на сцене, остается пока только гадать, но то,
что это будет незабываемый вечер с прекрасным исполнением, — несомненно уже сейчас.


4. Зима 2015 года. Театр балета Бориса Эйфмана

Одним из главных событий сезона 2014–2015 года станет премьера балета Бориса Эйфмана «Ночь нежна»
по одноименному роману Ф.-С. Фицджеральда на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга. По словам
хореографа, в новом спектакле, который должен «по-настоящему удивить зрителей», «сталкиваются гедонистическая джазовая атмосфера и изображение духовной катастрофы главного героя». «Выбор произведения не случаен. Я давно увлекаюсь Зигмундом Фрейдом, мне интересен психоанализ, способность психиатров проникать во внутренний мир людей. В новой постановке я, с одной стороны, стремлюсь показать безумно красивый, энергичный век джаза (действие происходит в 20-е годы ХХ века), а с другой стороны — психологическую драму. Предательство самого себя, цепь компромиссов, на которые идет главный герой, приводит к катастрофе, к полному краху его личности, — рассказал Борис Эйфман. — Познать тайны внутреннего мира человека и найти адекватную хореографическую пластику для их выражения — сложная, но очень интересная творческая задача. Я долго анализирую литературное произведение, исписываю десятки тетрадей, продумываю для каждого образа свое движение, свой рисунок танца… При работе над этим балетом я намеренно создал для себя много проблем творческого характера, которые теперь должен преодолеть. Надеюсь, наш новый спектакль позволит балетному искусству открыть принципиально новые сферы». Российская премьера балета состоится в Санкт-Петербурге зимой 2015 года. А точная дата европейской премьеры уже известна: 9 февраля в Париже на знаменитой сцене Театра Елисейских Полей.