1 сентября традиционно ассоциируется у нас со школой. Специально к школьному празднику Этюд-театр подготовил премьеру — «Четырнадцать плюс». VashDosug.ru поговорил с авторами спектакля Лешей Забегиным и Вовой Антипиным о нетривиальном подходе к проблемам подростков.
Леша Забегин, Вова Антипов
— Вы специально писали пьесу к этой постановке или она была написана раньше, по другому случаю?
Леша Забегин: Мы были на театральной лаборатории в Самаре, и нам предложили поставить спектакль на тему «для подростков и про подростков» по современной драматургии. Но вскоре стало понятно, что с предложенными пьесами мы не можем работать: главных аспектов заданной проблематики, с нашей точки зрения, этот материал не затрагивал. Потом нам предложили советские пьесы. Когда мы их прочли, нам показалось, что из этого сейчас можно cделать только китч…
Вова Антипин: …И тогда мы решили писать свою пьесу. У нас не было эффекта отстранения, что, мол, мы пишем про детей — мы писали про себя, вспоминали какими мы были в этом возрасте. К тому же, я не считаю, что этот возраст особенно уж детский. Это возраст, в котором начинаешь принимать решения, выбираешь, чем будешь заниматься. В этот период ты выходишь из той ситуации, когда за тебя все решают родители.
— А разве современная драматургия не предоставляет достаточное количество материала на эту тему?
В. А.: Сейчас на эту тему вообще мало кто говорит в искусстве. В 60-е, 70-е, 80-е годы было такое движение, когда писали и ставили пьесы про подростков и для подростков. Например, в театре Современник пьесы Розова. Или вспомним фильмы «Мальчики» по «Братьям Карамазовым», «Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна». И те персонажи не были карикатурными, они были настоящими, умными. А потом с течением времени эта тема, возможно, стала казаться избитой, и ее упростили до того, что подростки просто приравнивались к детям. Это привело к тому, что в 90-е новая драма ушла в другую крайность, говоря о том, что подростков интересуют только секс и наркотики. Но вспомните себя в этом возрасте — мы не были такими. Мы что-то искали, мы что-то читали.
— Название спектакля — «Четырнадцать плюс» — говорит только о возрастной категории зрителей, которой рекомендуется просмотр этого спектакля?
Л. З.: Все просто: главные герои спектакля — это подростки, ребята, которым по 14 лет.
В. А.: 14 лет — это очень важный возраст, в этот период жизни получают паспорт, к тому же это еще и возраст полового созревания. Все вокруг познается: и приятные, и неприятные вещи.
Л. З.: Когда мы познакомились с Вовой, мне было 13, а ему 14 лет. Так и нашим героям — одному пока еще 13, а другому уже 14 лет. Все герои спектакля уже перешли в восьмой класс. Нам кажется, что это — один из самых важных периодов в жизни, когда формируются жизненные ориентиры, это переход в новые реалии. Мы пока еще не так стары, чтобы забыть все сложности этого возраста, но уже можем со стороны вспомнить себя в то время и что-то об этом сказать.
Фото с репетиции спектакля
— Спектакль «Четырнадцать плюс» продолжает развивать тему молодежи в Этюд-театре. Не значит ли это, что ваша команда стала заниматься социальными вопросами?
В. А.: Хотелось сосредоточиться скорее на внутреннем мире, так как подростки — это целая вселенная, а не масочные характеры как «двоечник» или «заучка». Новая драма в основном занимается социальными темами, зачастую забывая про остальное. Интересно было создать спектакль, который (насколько это возможно) не затрагивал бы социальных тем. Было желание увидеть мир подростков и рассказать о них.
— Вы рассчитываете, что среди зрительской аудитории в основном будут подростки?
Л. З.: Да, мы хотим, чтобы нашими зрителями были подростки, но я уверен, что от этого спектакля получат удовольствие и наши ровесники. Вот, мы с Володей сами стали ходить в театр как раз в 14 лет, и сейчас одной из задач было сделать спектакль, который бы понравился тем, про кого он сделан. Чтобы молодые люди выходили из зрительного зала с мыслью, что театр это круто.
— Из ваших рассуждений можно сделать вывод, что вы несколько ностальгируете по тем временам. Не будет ли этой темы в постановке?
В.А.: Мы с Лешей как-то определяли про что это — про то, что человек должен творчески относиться к жизни. При этом совершенно ведь не обязательно заниматься искусством, это про видение окружающего мира. Для Леши очень важна в спектакле тема будущего, и та неизвестность, которая падает на головы подростков в этом возрасте. И ведь каждый сталкивался с этим когда-то. Мы хотим сказать, что каждый переходный период — только переходный, что впереди будет что-то очень крутое. Что будет — непонятно, но что-то обязательно будет.
— Вы все говорите про свои 14, а ведь современные подростки живут совершенно в других реалиях…
Л.З.: Совершенно верно. Сегодняшнее поколение четырнадцатилетних живет при одном президенте, в этом отношении на их веку перемен практически нет. Мало кто из граждан нашей страны этим может похвастаться.
В.А.: Пьеса была написана до политических событий. Конечно, сейчас она уже будет вписаны в их контекст… Вообще при написании пьесы для нас было важно понятие атмосферности, потому что мы выросли на Юго-Западе Санкт-Петербурга, и события спектакля происходят именно там, на окраине. Для нас эта история невозможна в центре Петербурга или в любом другом городе. Это ситуация окраины, отстраненного периметра. Сейчас на Юго-Западе все застроили, а раньше там был район огромных пустырей Финского залива.
Л.З.: Нет, это просто в Петербурге центр специфичный, здесь детям негде гулять, негде развернуться жизни. Володя, вспомни Омск, к примеру. Там ведь могли бы происходить все события нашего спектакля. А в центре Петербурга — не могли бы.