Продюсерский центр «КонтАрт» открыл новый зрительский сезон нашумевшим спектаклем «Шинель. Балет». Действо, сочиненное режиссером Максимом Диденко, композитором Иваном Кушниром и хореографом Владимиром Варнавой, в исполнении 5 артистов и 7 музыкантов открыло второй театральный сезон «КонтАрта».

Продюсерский центр существует с 2011 года. В его рамках осуществляются проекты, объединенные единой целью и эстетикой петербургского авангарда XXI века. «КонтАрт» включает в себя несколько направлений деятельности и, по мнению создателей, стал плацдармом для авангардных художественных замыслов в жанрах драматического, пластического, синтетического театра, кино и музыки. Активную театральную деятельность он развивает с прошлого года.
На сегодняшний день продюсерский центр реализовал такие сценические идеи, как «Шинель. Балет» (номинант на Премию Курехина и лауреат фестиваля «Рождественский парад»), балет «Пассажир» по повести А. Нотомб (в постановке М. Диденко и хореографии В. Варнавы, лауреат премии «Золотая маска»), спектакль-путешествие «Мулей» по роману Э. Лу (режиссер А. Слюсарчук, художник П. Семченко, театр «Особняк»), мим-спектакль «Быть ангелом» (режиссер Е. Анисимов).

О сотрудничестве с центром «КонтАрт» VashDosug.ru рассказал режиссер Максим Диденко:

«Сезон открывается спектаклем „Шинель. Балет“. Это мой любимый спектакль. Мы создали его вместе с Владимиром Варнавой и Иваном Кушниром. В этом нашем неожиданном объединении — и с „КонтАртом“, и с моими соавторами, которых я только что назвал — мне нравится возможность свободного творчества. Такую „территорию свободы“ трудно обрести где-то еще. Входя в государственный репертуарный театр, я сразу попадаю в некие обстоятельства — труппы, репертуара, театральной политики. А здесь я существую в независимом поле. В Петербурге это, возможно, единственное пространство, на котором мы служим — потому что театр, это все-таки служение — ограниченному сообществу людей, которые заинтересованы в немассовом жанре. Эти люди мне очень нравятся, и мне приятно, что мы можем для них работать. И я счастлив, что со мной люди, которые умеют это делать, для которых это творчество в радость. Наша работа основывается на контакте со своими зрителями, на формировании общих ценностей. Очень приятно и важно, что эти ценности близки и понятны людям, которые меня окружают, и с которыми я хочу развиваться. И то, что в этом нашем деле участвует, в том числе, и государство, мне тоже кажется, очень важным. Возникает необходимая „питательная среда“, в которой все мы можем существовать, развиваться и воздействовать на культурный процесс в нашем городе. Пока это только в рамках Петербурга. Но может в этом и плюс, в немасштабности, в экспериментальности, отчасти даже в закрытости процесса. Закрытости не в смысле доступности, а в том смысле, что к нам не приходят случайные люди. Это люди одних взглядов и интересов с нами, и я этим очень дорожу».


В новом театральном году на суд публики также будут представлены премьеры проектов «КонтАрт» с участием ведущих артистов и режиссеров петербургского театра.

На октябрь назначен следующий концерт из серии выступлений амбициозного музыкального проекта «Три композитора» (в открытой киностудии «Лендок»), проводимый на стыке лучших традиций классических концертов и современных тенденций зрительских шоу. О нем рассказал композитор и один из создателей проекта Иван Кушнир:

«„Три композитора“ — это очень интересная штука. С людьми, которые делали этот проект вместе со мной, с Александром Карповым и Ильей Демуцким, я знаком давно, с детства. И у каждого из нас творческая судьба складывалась по-разному: мы в какой-то момент разошлись, каждый работал в своем жанре. И сейчас у меня возникло ощущение, что на сегодняшний день в академической музыке — застой. Все, что мы можем слышать в академических залах нашего города, написано в лучшем случае примерно в 70-х годах. А хочется, чтобы музыка развивалась, как это было сто-двести лет назад, когда процесс развития художников-музыкантов был непрерывен. На мой взгляд, на сегодняшний день он остановился, по крайней мере, в России. Это произошло примерно со смертью Шостаковича. И поэтому нам хотелось бы попробовать новые формы, что мы собственно и сделали на концерте „Трех композиторов“. Это была дичайшая помесь всего, чего только можно — начиная от тонких академических партитур и заканчивая моими выступлениями на грани хардкора. Меня очень порадовало, что это была разножанровая игра в неакадемическом зале, что был выставлен театральный свет, что был видео-арт, что отчасти выступление имело и кинематографическую форму. Это, конечно, очень дорогостоящее занятие, но мы будем продолжать искать непривычные формы. Это просто поиск: ведь так как должно быть — я не знаю, а так как есть — я не хочу».


Спектакль «Записки сумасшедшего» по мотивам рассказа Л. Синя, в режиссуре В. Варнавы покажут в ноябре 2014 г.

Владимир Варнава поделился подробностями работы над этой постановкой: «Мы трудимся над этим спектаклем с поэтом и художником Женей Анисимовым. В работе над этим проектом мне интересны два аспекта: произведение Лу Синя и возможность реализовать его постановку под крылом „КонтАрта“. Меня больше интересует не результат, а процесс. И хотя мы уже назначили дату премьеры, процесс как поиск и творческий эксперимент для меня доминирует. Проект пока на стадии зачатия, но могу точно сказать, что там будут участвовать свободные артисты Петербурга, я имею в виду артистов-танцовщиков современной хореографии, которых не так много. Сейчас как раз проводится кастинг. Я планирую придать спектаклю танцевальную форму, но больше всего в творчестве я пытаюсь избегать рамок, границ, того, что меня зажимает и ограничивает. Поэтому я бы не стал называть это балетом или пластическим спектаклем. Мы просто делаем свое дело, а что из этого поучится, зритель решит сам. Форма достаточно свободная».


Помимо этого, на октябрь 2014 года запланирована премьера спектакля «Барьер» по лирической повести болгарского писателя П. Вежинова (режиссер Я. Тумина, актеры Д. Поднозов, А.Олейник).

Совместно с Продюсерским центром «КонтАрт» создает свои спектакли и известный петербургскому зрителю театр «Lusores». В новом сезоне также ожидается сценическая версия второй части «Гильгамеш», в постановке А. Савчука. Удивительное, ни на что не похожее театральное исследование шумеро-аккадского эпоса будет продолжено этой осенью: «Гильгамеш 8,9,10» в сентябре, «Гильгамеш 11» в ноябре, «Гильгамеш 12» весной 2015 г. — этим завершится трехлетняя история создания спектакля.

В планах «КонтАрт»: инициация международных театральных и музыкальных проектов, театральной олимпиады, поддержка новых театральных начинаний.