В сентябре выставка «Метафизическая голова» в Фонде Михаила Шемякина открылась перформансом, в основу которого легли теоретические сочинения Кандинского и Малевича. Автор постановки Павел Михайлов, актер театра «Практика», 31 октября представит еще один любопытный моноспектакль — «Brodsky. Retweet», на этот раз основанный на произведениях Иосифа Бродского. VashDosug.ru побеседовал с молодым артистом и узнал подробности.
— Ваш перформанс открывал выставку «Метафизическая голова» в Фонде Шемякина. Не часто за основу перформанса берут теоретические сочинения Кандинского и Малевича. Что это было?
— Иногда художники пишут не только картины, но и тексты. Каземир Малевич, Василий Кандинский не только создавали супрематические квадраты и композиции, но и рассуждали на тему искусства, на тему живописи, о ее роли в мире. Эти тексты нисколько не устарели за сто лет, и сейчас их рассуждения, на мой взгляд, так же актуальны. В этих текстах описано то, что происходит в голове художника, как он видит краску, как он воспринимает цвет, линию. Все это соотносится с выставкой «Метафизическая голова». Петербургским художникам, которые были на открытии, вроде понравилось. В перформансе я еще использовал краску — это была такая своеобразная встреча с настоящей фактурой.
— А какое было первое впечатление от прочтения текстов?
— Я был поражен, когда впервые их прочел. Не могу сейчас даже подобрать слова. Хармс говорил, что слово должно разбить окно. Тексты Малевича и Кандинского именно такие. И мне захотелось выплеснуть наружу это состояние творчества, те ощущения и эмоции. А при создании перформанса хотелось миновать словесную преграду между актером и зрителем, чтобы зритель воспринимал действие визуально и аудиально, а не событийно.
— При том, что вы задействованы в театре «Практика», вы играете несколько моноспектаклей в Петербурге. Почему возникает в них потребность?
— Я больше актер, чем режиссер. И мне очень сложно объяснить сейчас, чего я хочу. Но иногда мне хочется сделать
— Вы работаете с Иваном Вырыпаевым, с Джулианом ди Капуа, с Русланом Маликовым — вам не достаточно выплеска в их спектаклях?
— Когда я работаю с режиссером, я воспринимаю его точку зрения, делаю то, что он меня просит, вкладываюсь в это. Но есть
— А что сейчас происходит в театре «Практика»?
— В октябре к юбилею театра «Практика» мы делали читку нового текста «Махамайя электроник девайсес» Ивана Вырыпаева. Это текст на сорок минут. Там девять актеров, которые поочередно читают вопросы в определенном темпе. В общем — мозги сворачиваются.
— Вернемся к перформансам, есть ли
— Сейчас у меня уже есть пять моноспектаклей: по текстам Кандинского и Малевича, по произведениям Бродского, Теллигена, Набокова и есть спектакль по сочинениям польских поэтов. Последний еще в разработке. Возможно, я его сделаю к 5 декабря и покажу опять же в Фонде Шемякина.
— Расскажите, как появился моноспектакль по Бродскому?
— В 2012 году я стал заниматься созданием музея Иосифа Бродского. Я долгое время не решался читать стихи Бродского публично, как актер. Но это все равно происходило на встречах с друзьями, где я стал замечать, что всем вроде даже нравится. Когда в моей жизни появился проект «С миру по нитке», организованный для музея Бродского, я решил, что
— Первые спектакли отличались от того, что можно увидеть сейчас?
— На несколько первых спектаклей я приносил с собой дверь. Я нашел ее
В стихах Бродского много геометрии, да и в отношении цветовой палитры слов он совпадает с Кандинским. И, как мне кажется, они говорят о похожих эмоциях, только Бродский это выражает стихами, а Кандинский говорит через предметы на своих картинах. Теперь вместо двери в моем спектакле три плаката — на одном синий круг, на другом красный квадрат, на третьем желтый треугольник. Желтый — это юность, красный — возраст лет сорока, а синий — это уже просветление. «Вот про что напевал, пряча плавник, лихой небожитель, прощеного в профиль бледней греха».