Среди петербургских фестивалей «Дягилев P. S.» выделяется особой универсальностью  — он объединяет в своей программе самые разные виды искусства: балет, оперу, музыкальное исполнительство, изобразительные искусства. И, конечно, причина — именно в таланте Дягилева…

ПУАНТЫ — НАВСЕГДА

Уникальность личности великого импресарио, как известно, была, во-первых, в универсальности его художественных интересов, а во-вторых — в необыкновенном художественном чутье. Он безошибочно чувствовал перспективность таланта. Его способность даже называли «нюхом» на таланты. Имена, которые открыл Дягилев, определили развитие искусства на весь XX век. В балете, во всяком случае, стопроцентно: Нижинский и Фокин, Баланчин и Лифарь… Эти имена стали ключевыми для первой половины прошлого столетия. Впрочем, балет всегда был главным увлечением и страстью импресарио. Не случайно же на могиле Дягилева в Венеции всегда лежат пуанты. Говорят, чтобы их не сдувало ветром, в балетные тапочки даже насыпают песок…

БАЛЕТНЫЙ УНИВЕРСАЛ

Стараясь быть, что называется, на уровне своего имени, фестиваль «Дягилев P. S.» (нынешний фестиваль — пятый, то есть первый юбилейный) привозит в Северную столицу постановки ведущих хореографов мира. Благодаря фестивальным событиям на петербургской сцене, например, зрители уже увидели балетные труппы Анжелена Прельжокажа и Джона Ноймайера. А постановка Иржи Килиана «Боги и собаки», представленная зрителям фестиваля в прошлом году, буквально потрясла публику. Соперничать по уровню мировых событий в Петербурге с этим фестивалем может разве что «Dance Open», но он, по определению, ограничивается только балетной историей.

В этом году «Дягилев» представляет петербургским балетоманам главного интеллектуала современной хореографии — британца Уэйна Макгрегора. Хореограф-новатор, обладатель множества престижных наград и премий, постоянный хореограф Королевского балета «Ковент-Гарден» и первый, кто занял эту должность, работая в стиле танец-модерн, Макгрегор отличается поистине дягилевским универсализмом — кроме сложных интеллектуальных постановок, его же авторству принадлежат и хореографические номера в фильме «Гарри Поттер и кубок огня», и незабываемые танцы Тома
Йорка в клипах Radiohead — «Lotus Flower» и «Atoms for Peace Ingenue». И постановки свои Макгрегор создает во всех крупнейших театрах мира: Балет Парижской оперы, Балет Сан-Франциско, Штутгартский балет, Нью-Йорк Сити балет, Австралийский балет, Большой театр, а также не боится выходить и за пределы балетной сцены.

«FAR» НЕ ТОЛЬКО «ДАЛЕКО»

19 ноября в Александринском театре представят одну из последних постановок Уэйна Макгрегора — балет «FAR». Британец приезжает в Петербург со своей собственной труппой — Random Dance. И балет «FAR» ранее никогда не исполнялся в России. Это философский опус на тему противопоставления тела разуму, вдохновением для которого послужили труды просветителя Дидро, а также последняя работа известного британского историка Роя Портера «Плоть в век разума» (FAR — аббревиатура оригинального названия книги Flesh in the Age of Reason). Это идея, а сценически и хореографически «FAR» — настоящий сплав фирменных макгрегоровских экспериментов на пике современных свето- и мультимедиа-технологий.

Критики отмечают, что невероятное напряжение и сконцентрированность танца буквально завораживают зрителя с первой минуты спектакля. А световая инсталляция в глубине сцены создает причудливую игру светотени, гипнотизируя мерцанием и переливами. Оригинальным саундтреком к спектаклю стала музыка Бена Фроста, знаменитого «электронщика», работавшего с самим Брайаном Ино.

Безусловно, Макгрегору будет не только что показать на сцене, но и что сказать, и чему научить. Так что отдельными событиями «Дягилева P. S.» станут мастер-класс хореографа (19 ноября) и даже научная конференция «АНАТОМИЯ ТАНЦА» с участием Макгрегора и других хореографов и исследователей языка балета (20, 21 ноября).

ФУЭТЕ ОТ МОНАХОВ

Вторым балетным событием «Дягилева» станет балет с интригующим названием «СУТРА» (что в переводе
означает «правило», «нравственное руководство»), который будет идти два вечера в той же Александринке — 21 и 22 ноября. Этот балет поставлен хореографом Сиди Ларби Шеркауи и художником Энтони Громли и с 2008 года уже объехал весь мир. Уникальность постановки заключается в том, что исполнителями здесь выступают 17 китайских монахов, владеющих техникой кун-фу. А благодаря экстравагантной сценографии выдающегося скульптора современности Энтони Гормли этот спектакль стал одной из мировых сенсаций.

Философская суть балета, что неудивительно, заключается в поединке европейской и азиатской ментальности. Персонаж постановки Европеец, с одной стороны, пытается понять восточную природу и даже находит общий язык с шаолиньскими монахами, но, с другой стороны, так и не сможет заглянуть за «китайскую стену» и постичь сокровенную тайну Востока…

Сценография Громли действительно имитирует «стену»: это одинаковые, в человеческий рост, деревянные ящики, которые, словно огромный конструктор «Лего», принимают новые и новые формы — монахи то штурмуют их, то прячутся за ними, то укладываются в эти ящики… словно в гробы. А главное, что все движения этих «танцоров» — вне пределов классической хореографии и, кажется, вне правил земного притяжения: они могут взлетать над сценой, повисать в воздухе в полете, совершать невероятные прыжки, кульбиты… Это так необъяснимо красиво, что к спорту или цирковому шоу не имеет никакого отношения. Это так смело, что поневоле понимаешь: уникальное чутье новых путей балета в этой постановке действительно сродни дягилевскому «нюху».


ЭГЕЙСКИЕ ВОЛНЫ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА

Известно, что петербургский фестиваль не был первым Дягилевским фестивалем. Хотя для того, чтобы петербургский фестиваль был лучшим, все делает инициатор и идеолог «Дягилева P. S.» — директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Наталья Ивановна Метелица, над рабочим столом которой висит именно портрет Дягилева — лучшего театрального менеджера за всю историю театра, по ее мнению. Второй по значимости город в биографии великого импресарио — Пермь. Именно здесь есть Музей Дягилева, памятник Дягилеву и, конечно, Дягилевский фестиваль. Но сегодня важно и то, что импульс (как бы спорно к нему ни относились), который придали художественной жизни этого города реформы последнего десятилетия, а главное — присутствие в Пермском театре культового дирижера нашего времени (не нашедшего, кстати, места в пространстве болотистого Петербурга) Теодора Курентзиса, сделали Пермь одним из культурных центров России. Пермский академический театр оперы и балета привозит программу «Ballets de Russes» (памяти Дягилевских сезонов в Париже): «Шута» на музыку Прокофьева в постановке Мирошниченко и «Свадебку» на музыку Стравинского в постановке Иржи Килиана. «Шут» восстановлен в Перми в ларионовских декорациях и костюмах, необыкновенно красочен и картинен. А «Свадебка» поставлена Килианом с известной долей чешского юмора — иронично и нескучно. И как всегда у этого хореографического гения — красиво до боли в глазах. Оба балета можно увидеть 28 ноября на сцене отреставрированного БДТ им. Г. А. Товстоногова. Сам Теодор Курентзис привозит любимое, то есть барочное: в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, который, казалось бы, создан по росту и формату для красавца грека и последнего любимого ученика легендарного ленинградского дирижера Ильи Мусина, воспитавшего, кстати, и Темирканова, и Гергиева, он с оркестром Пермского театра представит «Дидону и Энея» Перселла и «Dixit Dominus» Генделя (22 ноября). Другой барочный концерт состоится в Меншиковском дворце (23 ноября) и будет посвящен 250-летию Государственного Эрмитажа. Исполнители — петербургский ансамбль «Солисты Екатерины Великой» с участием Андрея Решетина.

ГЕОРГИЙ, ДЖОРДЖ, GEORGE…

Замысловатая и блистательная судьба грузина по рождению, русского по воспитанию, американца по судьбе Джоржа Баланчина, которого считают основателем американской школы балета, — в центре великолепной фотовыставки Пола Колника. Фотолетописец «Нью-Йорк Сити балета», Пол Колник на протяжении сорока лет фотографировал главный балет Америки: уроки, репетиции, спектакли. Именно он запечатлел великолепие уникальных балетов Баланчина. Причем не просто зафиксировал танец, но сумел передать атмосферу великого танца. По мнению известного историка театра Вадима Гаевского, «работы Пола Колника напоминают выставку античных слепков: такая же четкость пластических форм… Такая же прекрасная ясность, такая же опоэтизированная и воспетая телесность. Никаких романтических преувеличений, никаких грубых контрастов — лишь осторожно обозначенная светотень, лишь отчетливо обозначенный рисунок. Пол Колник — мастер линии». Откроется эта выставка, что логично, в Академии русского балета имени Вагановой.

Художественную историю «Дягилева P. S.» продолжит также документальный фильм о жизни и творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых «Вход здесь», выставка Марике ван Вармердам «Время идет» в Главном штабе и лекция «Два века русской живописи и скульптуры: парижский проект Сергея Дягилева» в Русском музее.