10 ноября в Театре юного зрителя состоялась двадцатая церемония награждения премией «Золотой софит». Корреспондент «ВД» побывал на торжественном мероприятии и решил поделиться впечатлениями.
Ирония, присущая многим церемониям «Золотого софита», имела место и на прошедшем торжестве. Однако граничила она если не с сарказмом, то с неприкрытым пессимизмом. Впечатление от озвученных в интермедиях сентенций о том, что все актеры — призраки, и все «актеры смертны», усиливалось визуальными и звуковыми спецэффектами (в этот раз организаторы ими не пренебрегли). Например, Александринский театр, условно обозначенный на тюзовской сцене с помощью выразительных и узнаваемых частей интерьера и экстерьера, с грохотом рушился перед церемонией награждения музыкальных спектаклей. Таким образом, организаторы символически «порывали» с драматическим театром, что, впрочем, не помешало им к концу церемонии
Тщательно спланированная церемония то и дело оживлялась импровизационными репликами лауреатов, которым было предоставлено слово. Например, когда Андрея Могучего вызвали для вручения премий негосударственным театрам, он, характеризуя их положение как «удивительное сочетание проблем и свободы», дал совет: «Не рекомендую этим театрам стремиться к тому, чтобы стать государственными, и советую бережно относиться к своей свободе, которая у них есть». Когда Алисе Фрейндлих была вручена статуэтка «Золотого софита» за главную роль в спектакле БДТ «Алиса» (номинация «Лучшая женская роль»), она не удержалась от комментария: «Сейчас театр мчится сквозь
Такие громкие спектакли прошедшего сезона, как «Мадам Бовари» Андрия Жолдака, «
Как и ожидалось, номинации «Лучшая работа режиссера» и «Лучший спектакль на большой сцене» присуждены за спектакль «Вишневый сад». Эта постановка забрала и премию в номинации «Лучшая роль второго плана» — она была присуждена Олегу Рязанцеву, исполняющему роль Трофимова.
Музыкальные театры
«Лучший спектакль в оперном театре»: «Не только любовь» (театр «Санктъ-Петербургъ Опера»).
«Лучшая женская роль в оперном спектакле»: Татьяна Сержан за роль Леоноры в постановке «Трубадур» (Мариинский театр).
«Лучшая мужская роль в оперном театре»: Александр Кузнецов за роль Грязного в спектакле «Царская невеста» (Михайловский театр).
«Лучший балетный спектакль крупной формы»: «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр).
«Лучший балетный спектакль малой формы»: «Concerto DSCH» (Мариинский театр)
«Лучшая женская роль в балетном спектакле»: Виктория Терешкина — за исполнение роли Сильвии в спектакле «Сильвия» (Мариинский театр)
«Лучшая мужская роль в балетном спектакле»: Алексей Кузнецов — за роль Алена в спектакле «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр)
«Лучшая работа художника»: Александр Орлов и Ирина Чередникова — за сценографию и костюмы к спектаклю «Левша». (Мариинский театр)
«Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле»: Юлия Надервель — за роль Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» (Театр «Карамболь»)
«Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле»: Евгений Зайцев — за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» (Театр музыкальной комедии).
Специальный прих экспертного совета
«За многолетнюю успешную работу с хором» — Андрею Петренко, главному хормейстеру Мариинского театра.
Драматические театры
«Лучшая женская роль»: Алиса Фрейндлих за роль Алисы в спектакле «Алиса» (БДТ им.
«Лучшая мужская роль»: Сергей Перегудов за роль Михаила Александровича Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди» (Театр им. Ленсовета).
«Лучшая роль второго плана»: Олег Рязанцев — за роль Трофимова Петра Сергеевича в спектакле «Вишневый сад» (Малый Драматический театр —Театр Европы)
«Лучший актерский ансамбль»: Анна Вартанян — (Галина Петрова) и Сергей Бызгу — (Петр Кондратьевич Мокин) за дуэт в спектакле «Графоман» (Театр им.
«Лучшая работа режиссера»: Лев Додин за постановку спектакля «Вишневый сад» (МДТ — Театр Европы).
«Лучшая работа художника»: Аннет Курц (
«Лучший спектакль на большой сцене»: «Вишневый сад» (МДТ — Театр Европы).
«Лучший спектакль на малой сцене»: «Алиса» (БДТ им.
Театры кукол
«Лучший спектакль»: «Аленький цветочек» (театр «Кукольный формат»).
«Лучшая работа режиссера»: Алексей Лелявский, «Одиссей» (театр «KARLSSON HAUS»).
«Лучшая роль»: Ольга Донец — за роль Настеньки в спектакле «Аленький цветочек» (театр «Кукольный формат»).
Негосударственные театры
«Лучший спектакль»: «Буря» в постановке Ивана Стависского (Театр «За Чёрной речкой»).
«Лучшая актёрская работа»: Сергей Агафонов за роли в спектакле «Андрей Иванович возвращается домой» («Открытое пространство»).
«Лучший актёрский ансамбль»: Актёрский ансамбль спектакля «Жизнь за царя» («Театро Ди Капуа»).
«Лучшая работа художника»: Сергей Новиков — за сценографию спектакля «Андрей Иванович возвращается домой» («Открытое пространство»).
Специальные премии номинационного совета
«За верность замыслу» — Александру Савчуку, режиссёру театра «Lusores» за постановку спектакля «Гильгамеш 1,2/3,4,5/6,7».
Премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» присуждена народной артистке СССР, Лауреату государственной премии РСРФСР Балетмейстеру-репетитору Мариинского театра Габриэле Трофимовне Комлевой и народной артистке России, Лауреату государственной премии РФ, артистке Малого драматического — театра Европы Татьяне Владимировне Щуко.
В рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» 2013-2014. Премия Имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» присуждена театральному режиссеру, художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке, народному артисту России Семену Яковлевичу Спиваку.