Популярный актер сегодня почти все свое время посвящает Московскому Губернскому театру, художественным руководителем которого стал чуть больше года назад. Накануне первых гастролей театра в Петербурге корреспондент «ВД» побеседовал с Сергеем Безруковым о новых спектаклях, вечно живой классике и, конечно, о любви.
— Сергей Витальевич, за то время, что вы руководите Московским Губернским театром, что вы узнали о театре такого, чего не знали, будучи артистом?
— Думаю, это ответственность, которую несет художественный руководитель перед огромным коллективом. Когда ты заботишься не только о себе и своих близких, но и о большой актерской труппе, о многочисленных сотрудниках театра. Люди ждут от тебя новых идей, проектов, ролей. Поэтому ты должен думать на три, а лучше на пять лет вперед.
— Вам пришлось делать
— Быть художественным руководителем — это и есть то дело, которое я еще не освоил. Но благодаря своему учителю, Олегу Павловичу Табакову, я вхожу в эту новую для себя профессию. Кажется, у меня получается. Ведь для художественного руководителя главное — это любить театр, быть его фанатом, думать о нем двадцать четыре часа в сутки. Для меня, человека воспитанного в театре, это естественно. И потом, это же так интересно — создавать
— Спектакль «Нашла коса на камень» — первая премьера Губернского театра и… ваша режиссерская работа. Что в этой постановке было для вас самым главным?
— Наверное, поспорить с Александром Николаевичем Островским, который написал пьесу «Бешеные деньги» не про любовь, а про договор между мужчиной и женщиной. К великому сожалению! Любовь есть только со стороны Саввы Василькова, а со стороны Лидии Чебоксаровой ее нет. Но я
— Почему вы решились на такой сложный ход — соединить в одной инсценировке три пьесы: «Бешеные деньги», «Бесприданницу» и «Таланты и поклонники»?
— В пьесах Островского некоторые ситуации, сюжетные линии порой повторяются, но уже с другим значением. Это как отражение в зеркале — взгляд с другой стороны. В этом заложен огромный смысл. А еще для меня было важно воссоздать на сцене во всей красе жизнь губернского города — яркую, сочную, пеструю, с многочисленными персонажами. Ведь герои Островского так похожи на нас, нынешних.
— Кстати, на какие реплики сегодня активнее всего реагирует зритель?
— Островский тем и велик, что его слово стопроцентно попадает в наше время. А уж фраза «Я из бюджета не выйду!» должна стать главной для чиновников всех мастей. Для России это всегда было актуально, а сегодня — и подавно!
— А что для вас было самым неожиданным в зрительской реакции?
— Азарт, с которым зрители восприняли ярмарку в фойе. Мы хотели, чтобы еще до начала спектакля люди попали в атмосферу губернского праздника XIX века, когда шумели ярмарки, играли оркестры…
Публика с удовольствием включается в эту игру. Шампанское, которое разносят в первом действии, когда Савва Геннадич Васильков угощает каждого встречного, потому что он счастлив и влюблен, — это тоже игра! И когда зрителям выставляют счет за это шампанское, они в шоке! Но в этот момент официант, успокаивая их, говорит: «Не волнуйтесь, за все заплатит этот — показывает на Василькова — молодой человек». Кстати, некоторые зрители успевают достать кошельки… Денег мы, конечно, не берем, но эти эмоции они должны испытать.
— Главную мужскую роль сыграл ваш коллега и друг Дмитрий Дюжев. Вы с самого начала знали, что Василькова будет играть именно он?
— Да. Я был в этом уверен. Никаких других вариантов не рассматривал.
— Лидию Чебоксарову играет молодая актриса Карина Андоленко. В одном из интервью вы пошутили, что «проще найти актрису на роль стервы, чем порядочной девушки». Не пришлось пожалеть об этих словах?
— Я имел в виду, что актрисе проще сыграть стерву, чем романтическую героиню. В стерве есть характерность, яркость — есть за что зацепиться. С Кариной мы хотели создать такой образ Лидиньки, чтобы зрители увидели девушку с достоинством, из богатой семьи, немного капризную, привыкшую жить в роскоши и есть икру по утру, но при этом способную любить, целомудренную. Карина — очень чистый, светлый человек. И я бился за то, чтобы она играла в большей степени саму себя, а не Лидию Чебоксарову, какой ее написал Островский.
— Ваш спектакль очень многонаселенный, да еще с живым оркестром…
— Да, семьдесят человек на сцене…
— Что было самым сложным в работе над ним?
— Нужно было выстроить жизнь всех персонажей, включая массовку! Вы можете наблюдать за каждым из них, и увидите свою историю, судьбу.
— Скажите, что в современном театре для вас категорически не приемлемо?
— Пошлость. Скандал ради скандала. И, наверное, пессимизм, когда со сцены говорят о
— А что,
— Свет в конце тоннеля. Театр — это храм. А в храм люди приходят, чтобы получить очищение души, что-то изменить к лучшему в своей судьбе.
— Пожалуйста, успокойте ваших питерских поклонников: работа худрука не сильно ограничит вашу актерскую деятельность?
— Скоро на центральном канале выйдет фильм режиссера Михаила Хлебородова «Временно доступен», в котором у меня одна из главных ролей, а другая — у Дмитрия Дюжева. Сценарий написал Андрей Кивинов. Из огромного перечня его работ назову одну — «Каникулы строгого режима», и, думаю, зрители сразу загорятся желанием посмотреть новый фильм. Опять мы снимаемся с Димой, плюс двадцать три актера Губернского театра. Мы шутим, что это наше семейное кино. Материал очень хороший, забавная история, но с большим смыслом. Так что как актер я никуда не пропал, продолжаю сниматься и играть в театре.