В декабре зрителей ожидают балет «Ромео и Джульетта», поставленный на стыке классической и современной хореографии, «Золотой петушок» в режиссуре Анны Матисон и концертное исполнение оперы «Бэла», написание которой было приурочено композитором Леонидом Клиничевым к
Театр балета Леонида Якобсона, в силу обстоятельств, не может часто радовать зрителей премьерами — и тем более интересно, что в новом спектакле труппа решается на эксперимент: театр представляет на суд зрителя «режиссерский» спектакль «Ромео и Джульетта» и заявляет его не только как историю любви, но и как объект соперничества классической и современной хореографии.
Авторами балета на условиях равноправия выступили молодой хореограф Антон Пимонов (также солист Мариинского театра), чьи несколько одноактных балетов уже увидели свет на петербургских сценах в
В качестве противоборствующих сторон по сюжету «Ромео и Джульетты»
Режиссер спектакля Игорь Коняев, защищая свое право на переосмысление сюжета, объясняет: «То, что делаем мы, ни в коем случае не переделка! Мы не ломаем, а именно интерпретируем сюжет. Мы меняем все предлагаемые обстоятельства и основу той среды, в которой происходит главный конфликт, но сюжет остается таким, каким его придумал в пьесе драматург, и таким, каким его выразил в музыке композитор».
19, 20 декабря на сцене БДТ им.
Вечно актуальную политическую сатиру — оперу
Последняя опера Римского-Корсакова, которую композитору поставленной на сцене увидеть было уже не суждено, является итогом также сказочного направления его оперных исканий. В «Петушке» сочетаются одновременно яркая, мастерская и во многом новаторская музыка и сказочный пушкинский сюжет, в котором, однако, легко распознаются аллюзии на современную композитору межреволюционную действительность и собственное отношение к ней довольно вольнодумного композитора.
Предыдущая постановка «Петушка» в Мариинском датировалась 2003 годом — и это был весьма неординарный спектакль (постановка парижского театра «Шатле»), в котором сочетались элементы японской и русской культур (режиссер — специалист по театру кабуки Энносюке Ичикава). Чего ожидать от новой постановки, пока неизвестно: театр информацию не раскрывает, но точно известен режиссер нового спектакля: оперу поставит молодая режиссер и сценарист Анна Матисон, уже работавшая с Мариинским театром (Матисон сняла фильмы-оперы «Левша», «Семен Котко», «Троянцы» и несколько фильмов, посвященных В. Гергиеву лично и Мариинскому театру), а для широкого и немузыкального зрителя известная по сотрудничеству с Евгением Гришковцом.
Леонид Клиничев (р. 1938), автор оперы «Бэла», которую всего один день дадут в концертном исполнении в Мариинском театре, очевидно, находится как бы в тени своих ровесников — Родиона Щедрина, Сергея Слонимского, Альфреда Шнитке или, скажем, Бориса Тищенко. Клиничев, родившийся в местечке Старый Крым (кстати, любимом городке Александра Грина, Константина Паустовского, Юлии Друниной), учился в Ташкентской консерватории, а затем стажировался в Московской консерватории (класс С. Баласаняна — кстати, учителя таких крупнейших композиторов, как Н. Корндорф и Ю. Буцко), а затем связал свою личную и профессиональную жизнь с провинцией, переехав в
«Бэла», написанная композитором на лермонтовский сюжет, как бы продолжает линию сценических произведений Клиничева, рисующих жизнь южной России. Написание «Бэлы» было приурочено к
6 декабря, Концертный зал Мариинского театра.