На прошлой неделе в кинотеатре «Уран» состоялась
Это само по себе звучит как песня: шекспировской трагедии будем внимать на вытащенном со дна Невы дебаркадере; балет мирового уровня
ПЛАНЕТА «УРАН»
«Открытая сцена» — не самый частый тандем: деятели театра (по большей части молодые и неформальные) плюс чиновники (городской Комитет по культуре). Проект себя определил как «Городской центр по развитию малой и экспериментальной сценической формы». Может, кого и отпугнет определение «экспериментальная» — между тем, считают организаторы, многих потенциальных театралов ноги не несут именно в традиционный стационарный театр. А посмотреть постановку в цехе или на барже — занятно. Но глобальная затея проекта — оживить, расшевелить окраинные места Петербурга.
Директор «Открытой сцены» театральный менеджер Филипп Вулах комментирует: «Если в городе появляется некий театр малой или экспериментальной формы, который хочет выпустить спектакль — мы поможем.»
Помогут не только советом (это не фокус), но и изыскивать бюджет и найти площадку. Тем более что сейчас вместе с двумя городскими комитетами — по культуре и по управлению городским имуществом — «Открытая сцена» присматривает пустующие помещения на окраинах, чтобы приспособить их под
Пилотным проектом «Открытой сцены» стало идущее сейчас перепрофилирование кинотеатра «Уран» на Удельной — в МКК, мультикультурный комплекс.
«Уран» — ровесник старейшего в Петербурге кинотеатра «Аврора», тоже 1913 года рождения, и он тоже считался бы старейшим в городе, если бы эта территория не была прежде за чертой Петербурга. Нынешний его репертуар — фильмы, отошедшие на центральных экранах бог знает когда, публика — два с половиной зрителя; правда, собирается здесь еще и общество анонимных алкоголиков.
Худруком этого старейшего кинотеатра стал один из самых актуальных театральных режиссеров Дмитрий Волкострелов: руководитель театра post Волкострелов трижды удостаивался петербургской молодежной премии «Прорыв». Сейчас обсуждается: а) осовременить ли советские интерьеры кинотеатра (да, устарели — но сердце щемит), б) примерная программа: навскидку — будет артхаусное кино (уже опробовали, в частности, фильмом братьев Тавиани «Цезарь должен умереть»), научный лекторий, выставки, детские программы и, разумеется, театральные постановки (тоже опробовали — показали спектакль театра post по пьесе Павла Пряжко «Я свободен»).
ТОЧКИ ДОСТУПА
Уже запланирован в конце
Жанр этот именуется «site specific theatre», в мире вполне развит (взять хоть парижский «Городской квартал), есть и в России (московские «Живые пространства», в которых, кстати, Волкострелов участвовал), но в нашем городе пока в зародыше.
Дело даже не в том, говорит программный директор фестиваля Андрей Пронин, чтобы привлечь зрителя, который в «нормальные» театры не ходит; но и в том, что «живая среда дает художнику удивительный творческий импульс, который зачастую не может дать самая сложно оборудованная площадка»: «И чем выкидывать огромные миллионы на создание псевдореалистических декораций — может, иногда лучше просто выйти на улицу?»
Из главных, флагманских проектов фестиваля «Точки доступа» называют спектакль театра АХЕ, который обоснуется в прибрежной зоне Кронштадта. И «Яго» по мотивам шекспировского «Отелло»: режиссер Яна Тумина и художник Эмиль Капелюш намереваются задействовать дебаркадер, некогда затопленный, а недавно поднятый энтузиастами.
«Я давно говорил, что в городе нет для театра альтернативных интересных пространств, — отмечает лауреат „Золотой маски“ и „Золотого софита“ Капелюш. — На меня кисло посматривали — всем было как-то не до того…Теперь, видимо, до того. „Точку доступа“ заранее рекомендуют как „сенсацию для города“, — такого у нас и правда, не было.»
Из других участников фестиваля — Teatro di Capua швейцаро-итальянца (давно уже питерского) Джулиано ди Капуа: «Он придумал очень интересный проект: спектакль в автобусе. Всегда будет одна и та же актриса-кондукторша, но остальные герои и спектакль будут разными, в зависимости от злобы дня». Брейк-балет «О2» Анны Закусовой и известной брейк-данс-группой «Тор 9 Crew», которую на родине, в Питере, не часто увидишь, потому что за границей нарасхват. Это на Заводе слоистых пластиков. Театр «ТРУ» создает спектакль, аналогов которому и не упомнить: к каждому зрителю приставят по актеру и разыграют «Кентерберийские рассказы», благо у автора, Джеффри Чосера, грядет 670-летие.
Всю программу пока не анонсируют, но слегка пробалтываются. Есть идея спектакля в аэропорту «Пулково» — по материалам блогов русских туристов об их отдыхе в тропических странах. Или документальный спектакль возле «Урана», посвященный истории и современности Удельной: тут же дух места — здесь сто лет назад было дачное вольготное пространство, здесь концентрировались молодые умники из Политехнического института.
И еще — надеются провести день уличных театров Петербурга.
В КЕЙСЕ — ШОУ
Первая премьера, к которой причастен проект «Открытая сцена» —
Шибаев предупреждает (или успокаивает): его команда — «поборники старой школы, психологического театра, где на первом плане ощущение, а не форма».
Весеннее событие — майский Петербургский шоукейс. Шоукейсы — род фестивалей, где отборщики из разных стран могут чередой просмотреть много спектаклей и договориться о прокате. В России единственный шоукейс — в рамках фестиваля «Золотая маска»; понятно, что далеко не все достойные, яркие и с претензией на «экспортные» гастроли наши спектакли туда попадают.
Теперь будет свой шоукейс — его «Открытая сцена» делает вместе с фондом Лихачева и комитетом по культуре. И уверяют, что уже есть договоренности с руководителями фестивалей нескольких европейский стран, а также Азии — Китая, Японии и Кореи.