Новогодние праздники — время для семейных просмотров: здесь и опера, и балет, и театрализованные действа по типу новогодних елок. Однако и взрослые без детей, из-за своей загруженности не имеющие возможности часто посещать театры в другое время, тоже смогут найти в первую неделю января для себя нечто интересное.

Детям

«Золушка» — спектакль-долгожитель, поставленный еще в скромном и небогатом Академическом театре им. М. П. Мусоргского (были же времена!) в 1999 году. Вряд ли можно ждать каких-то откровений от оперы, написанной 22-летним композитором (такое случается крайне редко). Но в добротности и определенной мастеровитости плодовитому композитору Асафьеву, который в отечественном искусстве все же больше почитается как музыковед, не откажешь. В любом случае, традиционно звучащая в Михайловском в около-новогодний период опера Асафьева — это прежде всего хорошая детская сказка. Ну, а взрослым, наверное, будет интересно сравнить различные сценические интерпретации известного сюжета, из которых наибольшую известность приобрел балет Прокофьева, хотя еще можно назвать произведения на тему у таких композиторов, как Россини, Массне, Франк Мартен и Питер Максвелл Дэвис (вот было бы интересно посмотреть на «Золушку» последнего…). Михайловский театр, 8 января.


Театр музыкальной комедии представит спектакль для детей «Однажды под Новый год. Новогодняя фантазия в одном действии» про маленького Ника, который в преддверии Нового года вдруг остается один, без родителей (вспоминаем сказки «Палле один на свете», «Праздник непослушания» и т. д.). Приключения Ника пройдут под нетленную классическую музыку русских и зарубежных композиторов (Э. Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д. Шостакович, В. Ребиков). Либретто — Бориса Ивушина, режиссер спектакля — Алла Семак, работающая в театре с 1970 года — сперва как актриса труппы, а затем как режиссер. Театр музыкальной комедии, 5—11 января.


А в «Зазеркалье» покажут сказку про Алису, приключения которой пройдут на шоколадной фабрике, называется спектакль «Новогоднее шоколадное шоу». Как обещают организаторы, Алиса посмотрит на производство шоколада и побывает на праздничном балу. Еще в программе — конкурсы, призы, загадки и розыгрыши. Детский музыкальный театр
«Зазеркалье»,
2—5 января.


«Сказка о новогодней песенке» — еще один вариант музыкальной елки от «Зазеркалья». Детям будут предложены хороводы, интерактив со Снегурочкой и сказка о пропавшей песенке, которую дети совместно с актерами должны будут искать на протяжении спектакля. Наиболее смелым из детей будет предложено спеть или рассказать стихи. Детский музыкальный театр «Зазеркалье», 2—9 января.


Взрослым

В Театре музыкальной комедии будут повторять «Чаплина», один из лучших мюзиклов, поставленных в Петербурге (а может быть, и не только здесь) за последние годы, номинанта на «Золотую маску»-2015 (номинаций целых четыре: «Оперетта, мюзикл — спектакль», «Оперетта, мюзикл — работа дирижера» [Юрий Крылов], «Оперетта, мюзикл — мужская роль» [Евгений Зайцев], «Оперетта, мюзикл — женская роль» [Мария Лагацкая-Зимина]. Пожелаем успеха).
Чарльз Чаплин — комик, кажется, особо чтимый у нас, в России: широкая публика, к сожалению, не очень хорошо знает Бастера Китона, Гарольда Ллойда, братьев Маркс или Макса Линдера (Линдер — вообще одна из самых трагических фигур кино и своей кончиной перечеркивает комизм фильмов со своим участием…), но Чаплина знают и любят точно все и во всех ипостасях (как актера, режиссера, общественного-деятеля и даже как композитора), и любить начали еще с 1920-х годов. Поэтому неудивительно, что перенесенный с Бродвея мюзикл, поставленный по эпизодам биографии большого артиста, снискал такой интерес у нашей публики, — интерес спокойный, без фанатизма (присущего ажиотажу вокруг питерских мюзиклов на инфернальную тематику), но весьма устойчивый. Немалая заслуга успеха мюзикла принадлежит и Евгению Зайцеву, исполнителю заглавной роли. Театр музыкальной комедии, 4—7 января.

В Театре музыкальной комедии — «Хиты Бродвея», избранное из нашумевших мюзиклов прошлых лет, гала-концерт хитов в исполнении полюбившихся публике артистов (на предыдущих представлениях выступали Иван Ожогин, Александр Байрон, Манана Гогитидзе, Мария Елизарова и др.). Эта программа, поставленная венгерским режиссером Тамашем Бади, была представлена публике в конце 2013 года и сразу породила самые противоречивые оценки. Однако, с момента первого представления и подойдя к дню сегодняшнему, компиляция «утряслась» и «обыгралась», и если исключить из числа критиков многочисленную армию поклонников классической оперетты, которым не угоден сам факт поворота театра к мюзиклу (а оперетта, по сравнению с мюзиклом, — конечно, жанр, как это ни смешно, более серьезный), то поклонников мюзиклов программа «Хиты Бродвея» не должна разочаровать. В программе: хиты из «Призрака оперы», «Чикаго», «Чаплина», «Бала вампиров», «Моцарта!», «Оливера», «Мулен Ружа», «Джекилла и Хайда» и других. Театр музыкальной комедии, 2—3 января.


Михайловский театр в новогодние праздники порадует своих поклонников, позволив себе (как и Мариинский в декабрьском «Золотом петушке») порассуждать на скользкую и вечную тему власти, ее природы и российской специфики. В два январских вечера будет показана — или спета и сыграна — компиляция под тяжеловесным названием «Литературно-музыкальная композиция по первой редакции оперы Модеста Петровича Мусоргского „Борис Годунов“ (1869) и „Истории государства Российского“ Николая Михайловича Карамзина». Музыкальным руководителем и дирижером выступит Владимир Юровский, которого представлять не надо: главный дирижер Лондонского филармонического оркестра, руководитель Московского оркестра им. Е. Ф. Светланова, Юровский сейчас — один из самых уважаемых и востребованных российских дирижеров среднего поколения, не пугающийся ни старинной, ни новой музыки. Владимир Юровский с собой привезет также лондонский ансамбль «Оркестр эпохи Просвещения» (основан в 1986 году), специализирующийся на аутентичном исполнении старинной музыки. Оркестранты из Лондона будут играть на аутентичных инструментах XIX века. В партии Бориса Годунова — другой выдающийся музыкант, представляющий русское искусство больше за рубежом, чем в России, живущий в Португалии баритон Сергей Лейферкус, воспитанник ленинградской школы. Михайловский театр, 3—4 января.