В разгар оперного сезона Мариинский театр предлагает публике пересмотреть — или
«Севильский цирюльник» — четвертая работа театра в сотрудничестве с французским режиссером Аленом Маратра. Он говорит: «Я не склонен работать с материалом, который приносит огорчение, нагоняет тоску». Ученик Питера Брука традиционно берется за произведения, которые можно трактовать в однородно комическом ключе. Самая популярная
Есть в спектаклях Маратра сквозная тема, редкая и ценная во времена режиссерского нуара. Это торжество театральности, возможность украсить театром серые безрадостные будни. У Маратра нет связной драматической структуры, зато он создает набор эффектных ярких номеров. Начало спектакля:
Моментами спектакль напоминает «Цирюльника» Бартлет Шер, который недавно транслировался из Мет. Тот же помост, опоясывающий оркестровую яму и позволяющий героям быть ближе к публике, и беготня по нему приходится на те же фрагменты партитуры. Правда, помосты были у Маратра и раньше. Точно такие же — в «Любви к трем апельсинам» и «Волшебной флейте», а в «Путешествии в Реймс» — протянутый вдоль рядов партера подиум. Беда в том, что Маратра выдохся на третьей петербургской постановке. Уже на премьере «Волшебной флейты» в 2008 г. стало понятно, что удачные приемы превратились в лихо тасуемые штампы. Не случилось откровения и в «Цирюльнике».
Хор и миманс
Режиссер настаивал на исполнении партии Бартоло Эдемом Умеровым. Роль получилась сочной благодаря проработанной речитативной манере героя — этакий Доменико Сориано с хрипотцой. Под стать ему Берта Елены Соммер, в речитативах пародирующая темпераментную речь Софи Лорен. Розина порхает по сцене, словно ей без труда дается сложнейший вокальный фейерверк. Фигаро устраивает парикмахерский
«Золотой петушок» поставлен Анной Матисон, она же выступила художником (по костюмам также). В багаже у нее работа в кино, но нет опыта музыкального театра. Это заметно: вялое статичное действие чаще всего строится мимо музыки и либретто. Спектакль — как школьный утренник по мотивам фильма «Елки». В нем намешано все: и
Появление «Золотого петушка» в 1906 г. было воспринято как пощечина правящей элите, и русский зритель подсознательно ждет от постановки
За этим следует череда труднообъяснимых рокировок, разворачивающихся в I и III актах. В либретто упоминается Попугай, развлекающий Додона, исполняет его балерина. Петушок с Попугаем под ручку валандаются по сцене, а потом, когда Попугаю становится холодно, Петушок снимает с себя юбку, панамку и рюкзак (кстати, в виде петуха), и обряжает в них Попугая. Шемаханская царица — во II акте придумана ее любовь к Полкану, но в III этот эпизод напрочь забыт — в финале должна исчезнуть. Она просто надевает серую шинель с платком, что, видимо, означает ее единение с народом (но популяция царства Додона выглядит
При желании в спектакле можно вычитать мысль, что обстоятельства «обтесывают» нас под себя, и из некоторых передряг невозможно выйти прежним. Но материал для нее неподходящий. Да и режиссерского мастерства недостаточно, чтобы скоординировать собственные идеи с трехчасовой партитурой и пушкинским сюжетом.
Ради чего нужно идти на эти спектакли? В «Цирюльнике» зрителей отчаянно развлекают. В «Петушке» скука обеспечена хотя бы в провальном II акте — ну не смогла Матисон сладить с Шемаханским царством! Волшебной палочкой для режиссерского экзерсиса может быть музыка, но и с этим не все гладко. Новый дирижер театра Заурбек Гукгаев сводит оркестр до уровня тапера. Ни чувственной рельефности гармоний
Впрочем, всюду есть свои бонусы. Вечер не будет потрачен бесцельно, если Розину или Шемаханскую царицу исполняет Ольга Пудова.