Предлагаем вниманию читателей обзор лучших музыкальных спектаклей февраля.
Спектакль «Мадам Баттерфляй»
В Детском музыкальном театре «Зазеркалье» 21 февраля можно будет посмотреть сравнительно недавнюю премьеру — «Мадам Баттерфляй», недетскую оперу Джакомо Пуччини. Эту постановку художественного руководителя театра и режиссера Александра Петрова, сделанную в юбилейный для него год, отличает аккуратное и бережное отношение к первоисточнику: не добавлено ничего «режиссерского», что противоречило бы замыслу композитора, ничего шокирующего или провокационного. С другой стороны, зрителя не потрясают ни особенно богатые и разнообразные декорации, ни какие-то оригинальные, инновационные сценические решения. В итоге получился очень ровный и академичный спектакль про драму молодой покинутой женщины, изменившей своим корням и ставшей чужой для своего окружения, потерявшей ориентиры и обесчещенной представителем более «цивилизованной» (по общему мнению) части человечества. Проведя, возможно, недопустимую параллель, скажем, что судьба Баттерфляй предвосхищает судьбу всей Японии, отказавшейся от многих из своих традиций, полюбившей бейсбол и джаз, ультрамодернизировавшейся, но так и не ставшей полноценным Западом. В наш циничный век мелодраматическая концовка видится, конечно, некоторым преувеличением — например, в сегодняшних повествованиях суицид в финале кажется чуть ли не моветоном, но из песни слова не выкинешь: Баттерфляй погибает, о чем, впрочем, режиссер сообщит нам через пантомиму артистов еще под первые такты партитуры.
Спектакль «Братья Карамазовы»
Мариинский театр 24 февраля даст представление оперы Александра Смелкова «Братья Карамазовы» (редакция 2013 года) на сюжет из Достоевского. Амбициозный замысел петербургского композитора Смелкова, вознамерившегося средствами оперного жанра выразить всю сложность письма великого писателя, был осуществлен с помощью опытного либреттиста Юрия Димитрина, отметившегося целым рядом успешных спектаклей и в копилке которого — порядка 50 либретто (кстати, в числе его последних работ — либретто к опере П. Геккера «Проклятый апостол», премьера концертного исполнения которой пройдет 13 февраля в той же Мариинке). Опера Смелкова весьма и весьма консервативна по языку, полна знакомых по музыке XIX века интонаций и цитат из классики прошлого — высоколобых знатоков такая гремучая смесь отторгает моментально. Но для слушателя, которого, напротив, отторгают концептуальность ультрасовременной музыки, режиссерские эксперименты и т. п., смелковская опера — просто бальзам на душу: здесь все благозвучно и мелодично, а еще в некоторой степени удовлетворен социальный заказ на почвенность и духовные ценности. Но если по поводу музыки и адекватности оперы роману еще можно спорить (долго), то постановка Мариинского (режиссура Василия Бархатова вкупе с находками художника Зиновия Марголина) — бесспорно мастерская.
Балет «Прелюдия»
Опытным петербургским балетоманам испанского хореографа Начо Дуато представлять не надо, одно его имя на афише — это уже залог хорошего балетного зрелища, и, учитывая также давнюю историю взаимоотношений Дуато с нашим городом, можно определенно сказать, что Дуато — хореографа с собственным лицом и собственным стилем, узнаваемого и разного, жизненного и классически стройного, входящего во все европейские и мировые хореографические топы, — у нас полюбили особенно. В Михайловском театре 27, 28 (в 13.00 и 19.00) февраля и 1 марта можно посмотреть комплект («тройчатку») из трех одноактных балетов испанца: «Na Floresta/В лесу» — «Nunc Dimittis» («Ныне отпущаеши») — «Прелюдия». Поставленные в 2011–2013 годах, эти балеты («Прелюдия» и «Nunc Dimittis» — в виде мировых премьер в Михайловском), совершенно разные по музыке (от Эйтора Вила-Лобоса до Пярта и Генделя/ Бетховена) и по темам (амазонские мотивы — в первом балете, христианские сакральные — во втором и стилевые игры — в третьем), эти балеты представляют разные грани творчества выдающегося хореографа, где ранний балет «Na Floresta» поражает каким-то гипнотизмом и глубокой органичностью движений, где все будто на своих местах, и «по-другому быть не может», а поздний «Nunc Dimittis», помимо непременной серьезности, присущей балету на духовную музыку/тематику, удивляет еще образом внутренней, подлинной России, увиденной южным гостем без типичного в таких случаях клюквенного привкуса: в этом балете даже красные сарафаны на балеринах не являются хрестоматийным русским костюмом, а лишь отсылают к нему. В Театре музыкальной комедии можно будет посмотреть сразу два мюзикла Сергея Баневича: «Таинственный сад» (21 февраля) и «Приключения Тома Сойера» (22 февраля). Не первый год на сцене театра («Том Сойер» был поставлен еще в 1971-м, затем, с новой версией — в 2002 году, а «Сад» — в 2009-м) эти мюзиклы представляют Театр музкомедии в несколько непривычном для себя амплуа — как театр для детей. Сергей Баневич не из тех композиторов, чье имя часто склоняется при разговорах о современной музыке. Однако в Петербурге и в России он по-прежнему один из лучших детских композиторов, что доказала хотя бы недавняя постановка самой удачной оперы композитора «История Кая и Герды» в Большом театре России и чьи песни (прежде всего, «Дорога без конца») известны в широких кругах более, чем фамилия автора, их написавшего. «Таинственный сад» — мюзикл, написанный Баневичем специально для Театра музкомедии и поставленный Анной Осипенко (в числе ее других постановок — оперетта «Десять невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе в том же театре), ученицей Александра Петрова, патриарха детской музыкальной режиссуры в Петербурге. Либретто основано на известнейшем одноименном романе Фрэнсис Бернетт, в котором рассказывается история о сиротке Мэри, попадающей в старинный замок, где ее ждут открытия и встреча с новыми друзьями.
Спектакль «Приключения Тома Сойера»
«Приключения Тома Сойера» — музыкальное воплощение еще одного известного детского сюжета (за основу взяты повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»). В мюзикл попали самые интересные эпизоды из повестей Твена, включая хрестоматийную сцену покраски забора, поиски клада, взаимоотношения Тома Сойера с Бекки, приключения Гекльберри Финна и негра Джима и другие моменты. Спектакль поставила заслуженная артистка России — актриса и режиссер Алла Семак.