На большой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева новое поколение петербургских актеров — студенты III курса актерского мастерства СПбГАТИ при ТЮЗе им. А. А. Брянцева под совместным руководством В. М. Фильштинского и А. Я. Шапиро (Мастер курса — профессор Л. В. Грачева) — представили зрителю спектакль «Дети Бемби» по повести Ф. Зальтена. VashDosug.ru побеседовал с режиссером спектакля — педагогом курса, нар. арт. России о постановке.
— Расскажите, пожалуйста, о спектакле «Дети Бемби». Каким он получился?
— Этот спектакль возник из актерского упражнения «Наблюдения за животными». В основе лежит литературный сюжет — продолжение истории о Бемби. Эту повесть Ф. Зальтена уже ставил в театре наш выдающийся педагог и режиссер З. Я. Корогодский с легендарной Ириной Соколовой в главной роли — роли Бемби. В этом спектакле была удивительная атмосфера романтизма, веры, света. Корогодский вообще произвел революцию в детском театре: он отнесся к ребенку как к серьезному человеку, появился репертуар, обращенный к ребенку как к личности, с которой нужно считаться. Он не делал спектакли-мероприятия, увеселительно-радужные представления, он учил детей чувствовать через сострадание, сопереживание, проецировать чужой опыт на себя. Поэтому для студентов третьего курса — это очень важно. В нашей истории дети Бемби Гено и Гурри постигают окружающий мир — тревожный, опасный, открывают для себя дружбу, любовь, предательство, материнское тепло, и в то же время, измену друзей, трусость и умение совладать с собой. Точно так же и юные артисты входят в жизнь — это их первые шаги на сцене. Здесь возникает проекция — это история персонажей и артистов их играющих: как они открывают для себя театральный мир, который тоже радостный, прекрасный, но и жестокий. Неизвестно, как сложится в этом мире их судьба, на сцене тоже надо уметь состояться, сохранить все лучшее, что есть в тебе от природы. Поэтому в спектакле важны человеческие связи, важна любая роль — а в спектакле занят почти весь курс. У актеров не было задач, ограничивающих их. Они не должны были сыграть только животное — олененка, сороку, белку. Роль здесь — способ и повод рассказать о жизни, ведь театр — это искусство ассоциаций. Если это удается, то мы встречаемся с личностью, которая не просто играет животного.
— Расскажите немного о произведении Зальтена. Почему оно было выбрано?
— Сказка Зальтена была запрещена еще Гитлером, он видел в ней опасность. Повесть была написана в еврейском гетто, история в зашифрованном виде рассказывала о судьбах людей. Кроме того, у Зальтена было много других смелых произведений, которые тоже были запрещены. История о людях, которые должны выжить, актуальна и сейчас. Примером служит тот же Донецк. Мир дает нам повод рассказать о том, как непросто выжить и состояться, пробиться, сохранив при этом лучшее в себе.
— Как вам удается сделать полноценный репертуарный спектакль из стандартного учебного упражнения — этюдов-наблюдений за животными?
—Над спектаклем мы работаем втроем: Борис Ивушин — з.а. России, Владимир Чернышов — режиссер-педагог по пластике, и я. У нас есть история, которая начинается с рождения чуда, потому что появление в жизни — это всегда чудо. Центральной частью этой истории становится встреча с человеком. Человек — он Бог, он карает и милует, и никогда не знаешь, чего от него ждать. В финале — победа над человеком, умение выстоять, не струсить, преодолеть, выйти в жизнь. Работая над этюдами, мы изучали среду, природу, включали сенсорную систему. Как говорили наши педагоги, нет упражнения без искусства, как нет и искусства без упражнения. Упражнение становится искусством, когда есть ситуации, есть живые связи, есть высказывания, есть то, что болит. Без боли нет ни судьбы, ни роли, ни повода выйти на сцену. Учебные задачи, которые мы преследовали — это умение действовать собой насквозь в обстоятельствах роли к цели. Но это уже методология. Постижением, погружением в обстоятельства и действием в обстоятельствах мы и занимались на третьем курсе. Конечно, молодые актеры попадают в сложную ситуацию, они оказываются в огромном пространстве большой сцены. Кроме того, мы стараемся, чтобы спектакль был интересен и маленьким зрителям, и взрослым, наш театр всегда был театром для всей семьи: родители «снимали» свои смыслы, а дети видели то, что увлекало их. Это дает спектаклю объем. Кроме того, мы апеллируем к прошлому легендарному спектаклю Корогодского, о котором я уже говорил.
— Можете рассказать подробнее, какого рода эта апелляция? Будут ли переклички между спектаклями, может быть даже цитаты?
— Мы используем его фактуру, которая была замечательной, уникальной вязью леса, она трансформировалась, как магма… Сейчас у нас есть еще видео-инсталляции. Но не это главное, главное — жизнь человеческого духа, то вечное, что сохраняет театр в театре. Вообще, я бы сказал, что наш спектакль по сравнению с предыдущим — это чистый белый лист, на который выходят юные, начинающие артисты и делают свои первые шаги. Это пробы, прикосновения к тому великому. У нас нет цели, например, создать образы, характеры той постановки. Это первые карандашные зарисовки, очень аккуратное прикосновение к легенде. Мы не создаем продолжение. Наши намерения довольно скромны.
— Вы давно преподаете актерское мастерство, в том числе и школьникам в лицее искусств. Есть секреты обучения детей этому делу?
— Мой учитель Корогодский мечтал о раннем профессиональном образовании для детей, поэтому мы все любили педагогику, этим мы заразились от Зиновия Яковлевича. Если секрет и есть, наверно он в том, что живое — оно есть и в маленьком, и во взрослом человеке. Надо идти этим живым человеческим путем, на нем может быть много открытий. Часто все театры похожи друг на друга, а если не похожи, то и опознать эти новые формы как театр не всегда можно. Сейчас есть такая режиссура, от которой сердцу не жарко, не холодно. Мне кажется, это не театр, во всяком случае, я туда не хочу ходить, меня это не волнует, не интересует. А цепляет только то, что происходит с душой. И наши намерения — это история взросления души. Я не могу знать, получится она или нет, но очень хотелось бы, чтобы получилась.