Максим Диденко поставил спектакль «Флейта-позвоночник» в Театре имени Ленсовета в прошлом сезоне. Почти целый год из-за реконструкции Малой сцены работа не появлялась в репертуаре, и, наконец, в феврале этого сезона случилось ее возвращение. О том, что собой представляет спектакль в материале VashDosug.ru.
Участниками этой музыкально-пластической истории были студенты курса Анны Алексахиной, ныне ставшие студийцам театра. Руководитель театра «Axe» вместе с художником Павлом Семченко одухотворили формальное содержание спектакля, обрамив его богоборческой сюжетной канвой — зрители вместе с героями совершают путешествие на Голгофу. Действие разворачивается на трех площадках, и первой из них станет многопролетная лестница, ведущая на Малую сцену. Авангардистская стилистика, пронизывающая стихи Владимира Маяковского, распространится и на внешнюю сторону работы: изломленные женские силуэты в красно-черных тонах, арлекинада, броскость костюмов и макияжа, помпезность движений, эпатажность предметов и пространства взрывают зрительское восприятие.
Агрессивный красный цвет, плотно ассоциирующийся с Владимиром Маяковским, будет пронизывать все три локуса: красные листки бумаги с надписями «боль», «любовь», «сон» — как выдранные страницы души — будут раскиданы по ступеням лестницы, и зрителям, вслед за всеми, кто топтал чувства поэта при жизни, придется пройтись по этим откровениям. Метафорически богатые мизансцены, соединяющиеся с динамичным ритмом, утверждают жанр перформанса. Намеренно раздражающие звуки соседствуют с музыкой Моцарта и Чайковского, и музыкой стиха поэта. Девушки, вместо одной туфельки надевшие по ведру, шаркают по мраморному полу театра, наполняя протяжным грохотом пространство. Предупрежденные о том, что сверху могут падать различные предметы, зрители встревожено наблюдают за вихрящимся действием. Огромное множество ватников и пальто красно-зеленым градом сыпется с потолка, и девушки начнут обрастать шелухой, надевая на себя это изобилие одежды и становясь толстокожими, глухими к чужой боли. Последним полетит огромная кукла — красный человек, двойник лежащего на дне лестничной шахты за несколько минут до этого листопада Маяковского (Марк Овчинников). В самом начале действия мифическая возлюбленная с замотанным красной тканью лицом (Тоня Сонина) пронзит копьем поэта, и он падет на пол, оглушенный возникшим чувством. Теперь же заменивший человека символ — красного великана — будут тащить по лестнице наверх, то ли силясь спасти, то ли желая рассказать историю его самоубийства.
В фойе Малой сцены состоится погружение в литературное творчество Маяковского. Самым неожиданным чтецом стихотворений поэта станет Сталин (Максим Ханжов). Философски акцентирующий поучительные моменты, вождь читает стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Наблюдающий за миропорядком человек будет следить за происходящим балаганом, а в конце даже споет арию Ленского «Куда, куда вы удалились?» Пародийный концерт-кабаре с множеством вставных элементов из разных жанров — будь то воспоминание, танец, декларация, сценка — явит во всем многообразии шаблонное представление о Маяковском. Иронически звучащая надпись «Слава Богу» вступает в прямое взаимодействие с богоборческими стихами поэта. Ожидаемое «Лиличка!» прозвучит, как и прочие стихотворения в форме репа, но хором и с забавными иллюстрациями слов, что подчеркнет «зацитированность» этого текста. Поэма «Флейта-позвоночник» станет активным участником всего спектакля: в начале работы, еще на лестнице, Маяковский объявит, что сегодня будет играть на флейте, и музыка его души польется наружу. Пьеро (Дмитрий Караневский) выразит утонченно-трагическое, вперемешку с ненавистью чувство героя, и его читка поэмы станет одной из настоящих, лишенной всяческой агитации, сцен второй части. В заключительной части канареечный человек (Сергей Волков) — один из ликов поэта, будет писать строчки «Флейты-позвоночник» прямо на стене, ибо не сможет остановиться и заткнуть фонтан вдохновения.
Комична эстрадная сценка с Лилей Брик (Римма Саркисян), сидящей посередине, и двумя ее мужчинами — Осипом (Никита Волков) и Маяковским, попеременно целующими женщину, и в конце концов поцеловавшимися друг с другом. Продолжит эту линию письмо Лили Брик (Лидия Шевченко) к Маяковскому о покупке фордика. Равнодушная и холодно-кокетливая героиня, измучившая поэта, — знакомое восприятие музы русского авангарда. Но наряду с этой интерпретацией, Лиля Брик продолжает существовать в образе женщины с обмотанной красной тканью головой. Абсурдно-декадентский этюд с человеком, голова которого застряла в чемодане, подогреет эту тему обезличивания. Постоянное противопоставление толпы и личности, умения оголять свою душу и желания быть «в футляре» получит большое развитие в спектакле, и различные сцены будут таким или иным образом касаться этого. Обнажение души поэта сатирически подчеркивается сценкой с раздеванием физическим: раздеваясь догола, в балетных пуантах, Маяковский, горько зарыдав, в отчаянии станет искать утешения у того, кто точно дать его не в силах, — у самого Сталина.
Третьим местом действия станет Малая сцена, причем зрительные ряды будут располагаться не совсем привычно: верхняя площадка, балкон сцены станет местом для зрителя. Эта часть спектакля называется «Рай», и в нем слово уступит действию и пластическому рисунку. Скатывающийся по лестнице Маяковский кажется постоянно падающим в бездну. В поэме «Флейта-позвоночник» лирический герой открывает, что «крики в строчки выгранивал» — таким переводом эмоции в искусство занимались создатели спектакля. Маяковский на страницах своих произведений создал образ себя, выплескивая боль переживаний и размышлений о жизни — именно поэтому красного человека-куклу в спектакле распинает сам поэт, совершая тем самым фактически самоубийство. Красива метафорическая сцена с бушующим морем: в центре стоит девушка (Юстина Вонщик), длинная и пышная юбка которой, как волны, раскачивается в разные стороны. Поэт пытается скрыться, уйти от неизбежности быть поглощенным стихией, но ничего не получается. Так и любовь лишает его выбора: он познает сокрытую в красной ткани женщину, видит ее истинное лицо и гибнет, очарованный чувством и безответностью. Люди режима, в образе Гитлера, дадут ему в руки плакат, на котором будет написано «любовь», а с другой стороны — «боль», он станет изо всех сил вертеть его и, уставший, рухнет на пол. Его гроб заколотят гвоздями, наплюют в душу, но случится чудо — вода превратится в вино (или кровь?). Распяв Маяковского, люди споют ему радужный канон, и поэт воскреснет, оставив после себя лишь символ, — распятого в стихах красного человека.