«Dance Open» — эффектный и короткий, как антраша, фестиваль давно стал центральным событием петербургской балетной весны: всего на несколько дней в северную столицу, когда-то считавшуюся европейской столицей балета, приезжают ведущие хореографы мира и знаменитые балетные труппы.

Вода и камень...

Организаторы «Dance Open» хорошо понимают тонкую душу балетомана, поэтому каждому фестивалю (а этот — четырнадцатый!) задают свой «ключ». Нынешняя идея балетной программы фестиваля — эфемерное и утонченное искусство как истинное и спасительное в эпоху неопределенности, перемен и кризисов. В эпоху войн и конфликтов искусство тоже требует жертв. Но это означает только то, что отброшены будут, как шелуха, лишняя мишура и ненужная пышность. Останется только главное — искусство ради искусства, балет ради балета.

Заметим, что, несмотря на такие громкие заявления, проходить «Dance Open», как и в более благополучные времена, будет на лучших сценах Санкт-Петербурга: великолепной — Александринского театра и новейшей, еще пахнущей суперсовременным ремонтом сцене БДТ.

К истокам

Собственно все манифестированные фестивалем ценности наиболее рельефно прозвучат в день открытия «Dance Open» — 21 апреля. Национальный балет Нидерландов не только европейский, но и мировой балетный тренд. С ним сотрудничают лучшие хореографы планеты: Ханс ван Манен, Уильям Форсайт, Каролин Карлсон, Фредерик Эштон, Алексей Ратманский, Кристофер Уилдон. Техническая отточенность хореографии и мастерства этой труппы вполне вписывается в тему первого фестивального вечера: «Back to Bach» («Возвращение к Баху») — это «хореографический коллаж» или, точнее сказать, хореографическая полифония, в которой пять миниатюр, как голоса фуги, переплетаются, хореографически осмысляя музыкальную философию великого немца и его музыкальных наследников. Парадоксы, из которых складывается гармония, ясность и простота, рождающая максимальную сложность смысла, — это «Фантазия» хореографии Ханса ван Манена на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Дуэт» Кристофера Уилдона на музыку Мориса Равеля, «Повтор» Теда Брандсена на музыку Филипа Гласса, «Оффи» Марко Гёке на музыку Джонни Кэша и «Свет и тень» Кшиштофа Пастора, возвращающего нас снова к Баху.

Последняя постановка, кстати, не просто миниатюра — получасовой балет, на который Пастора вдохновили барочные танцы и живопись Вермеера, Рембрандта, Латура. «Свет и тень» — это противоречия исторического и современного, движения и покоя, монохромности и красочности, аскетичности и роскоши, интимности, камерности и сообщества...

Весенний витамин от «Ш» и «М»

Никогда не нарушавший верности своему театру в Монте-Карло, знаменитый хореограф Жан Кристоф Майо впервые изменил своей труппе и поставил в Большом театре необыкновенный балет — по сюжету одной из самых известных шекспировских комедий «Укрощение строптивой» и на музыку Шостаковича. Известно, что Шостакович никогда не писал такого балета, но хореограф «соткал» партитуру своей постановки сам, вручную, из музыкальных «лоскутков» композитора. Кстати, сам Майо почему-то считает, что Шостакович чем-то напоминает по своей «неукротимости» главную героиню комедии Шекспира. И вот в результате заморский хореограф действительно укротил... Большой театр. Непростой и строптивый коллектив — не меньше, чем легендарная Катарина шекспировской комедии.

Недавняя премьера главного российского театра — уже в Северной столице, в рамках петербургского балетного фестиваля. Чего ждать зрителю, которому посчастливится попасть сюда? Ждите сюрпризов — вполне в духе шекспировских шуточек: например, под знаменитое шостаковичево «Нас утро встречает прохладой...» будут от радости отплясывать родственники Катарины на ее помолвке. А сама Катарина будет страдальчески-мучительно двигаться в сторону дома Петруччо под мотивчик «Вы жертвою пали в борьбе роковой», когда-то цитировавшийся самим Шостаковичем в одной из музыкальных тем. К этому прибавим лихие «постельные» сцены под «Камерную симфонию», присовокупим черно-белые декорации и костюмы, приправим отточенной пластикой и изобретательностью хореографии и пригласим всех на этот хореографический праздник. В качестве весеннего витамина для балетоманов — идеально. Принимаем 24 и 25 апреля.

Авангардное трио и блестящий гала

25 апреля на одной из лучших на сегодняшний день петербургских сцен — новой сцене БДТ — состоится петербургская премьера Венского государственного балета Wiener Staatsballett. Когда-то исключительно академическая труппа стала, благодаря своему новому руководителю Мануэлю Легри, законодателем хореографической моды современного балета. «Обратный отсчет» — это постановка-встреча. Точнее, пересечение трех разных точек зрения на балет, трех сюжетов современного танца в постановке трех хореографов: Хелен Пикетт, Патрика де Бана и Наталии Хоречной. «Сумерки», «Игры ветра» и, собственно, «Обратный отсчет» — три истории для мыслящего поклонника современной хореографии. От «технологии импровизации Форсайта» через «слои пространства» и философию суфизма к «танцу, переплавленному драматургией и осмысленному декорациями»... Приблизительно так. Для тех, кто что-то понимает в современном танце.

Гала-финал

Переполненным балетными впечатлениями зрителям надо не то что устать от балета, а надо еще попробовать прорваться на финальный фестивальный гала-концерт 27 апреля в Александринском театре. Один список участников у мало-мальски разбирающихся в балетной истории вызывает тихое слюноотделение и бурные судороги: прима «Ковент Гарден» Сара Лэмб и стремительно ворвавшийся на балетный Олимп Вадим Мунтагиров, искрометная американка Изабелла Бойлстон и названный «кубинской сенсацией» Осиэль Гунео, изящная Жэм Крэнделл и галантный Албан Лендорф, представляющие Датский королевский балет, солисты San Francisco Ballet, исторически первой балетной труппы США, обладатель Приза зрительских симпатий фестиваля Йоэль Кареньо, виртуозный Даниил Симкин, загадочно-элегантные Эрик Андервуд и Мелисса Хэмилтон... Тот, кто оказался на гала «Dance Open», чувствует себя в эпицентре современной балетной жизни. А если мы с вами просто попали хотя бы на одно из событий фестиваля «Dance Open», можно считать, что весна удалась.