Спектакль ROMEO&JULIET, или Милосердная земля
Как вырваться из плена опостылевшей жизни, когда тебе уже за семьдесят? Дезире Кордье, бывший библиотекарь, отец двоих взрослых детей, которые в нем уже не нуждаются, находит нетривиальный выход: будучи в здравом уме и ясной памяти, он так умело симулирует старческое слабоумие, что семье ничего не остается делать, как определить его в дом престарелых для больных деменцией и оставить, наконец, в покое. Здесь, в этом царстве теней, среди странных людей, утративших полную связь с реальностью, он обретает свободу — свободу жить по своему усмотрению, в собственной реальности, которую он складывает из строк любимого поэта — Шекспира, прокручивая в голове сцены «Ромео и Джульетты» снова и снова. Знакомый текст наполняется новым смыслом, когда Дезире обнаруживает: в этом же заведении доживает свои последние дни Роза Розендалс, его Джульетта, с которой он познакомился, когда им обоим было по семнадцать, и которую он, в ту мимолетную встречу на балконе танцзала, по робости так бездарно изгнал из своего будущего. Теперь он с ней и может сказать ей все то, что не сказал тогда. И пусть всё это говорится на пороге смерти. Любовь и смерть смыкаются. В полном соответствии с Шекспиром.
Вечная история, адресованная прежде всего молодым. История о том, что любовь – это путь иногда длинною в целую жизнь, вот почему не надо бояться жизни, не стоит искать в ней иные смыслы, кроме любви. Человек, обретающий себя через любовь в любом возрасте, получает свободу. И ни старость, ни болезнь, ни прошлые ошибки не станут препятствием к истинному триумфу освобождения души.
Люк Персеваль о спектакле:
«В БДТ очень яркая художественная традиция. Андрей Могучий старается объединить артистов разных школ, и я вижу, как органично они сосуществуют, обогащая друг друга. Для меня было огромным удовольствием работать с ними, и я счастлив, что сложился такой прекрасный ансамбль. Благодаря их русской глубине, удается придать пространству спектакля дополнительные измерения. Это спектакль о нашем отношении к смерти, о тоске и меланхолии, о старении. В современном медийном мире, где все должны быть непременно молодыми и счастливыми, эти темы остаются в тени. Театр для меня — возможность противодействовать лжи, поскольку театр показывает реальность. Задача искусства вообще — приблизить человека к реальности, примирить его с реальностью, от которой он предпочитает убегать.
Главная мысль трагедии Шекспира сводится к тому, что подлинная любовь находит свое абсолютное воплощение только в смерти. Это, конечно, иллюзия, но она нам нужна, чтобы жить, чтобы смириться с тем, что человек смертен. «Ромео и Джульетта» — самая прекрасная любовная история на свете о человеческой мечте, тоске о прекрасном, которая живет до последнего. Мы должны быть готовы полюбить старость, ведь это наша общая задача — научиться стареть. Это возможно тогда, когда человек примиряется с собственным возрастом и начинает любить все то, что сопряжено со старением: внешние изменения, мудрость, чувство юмора, способность отстраниться, может быть, даже некоторую хрупкость».