Спектакль Росмерсхольм
В спектакле Андрия Жолдака пьеса великого норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828 – 1906) превратилась в поток экстатической энергии. Все явные и подавленные желания, поступки и мысли обителей дома Росмерсхольма из драмы общественных взглядов ушли в иное, иррациональное и пугающее измерение. Близкое дыхание потусторонних сил, нарастающая до пределов ужаса тревога и кинематографическая красота раскрывают смыслы пьесы Ибсена с яростной страстью и очень по-новому.
«Пульсирующее напряжение между ортодоксальной верой, сюрреалистическими призраками из прошлого и напряженной жизнью страстей обеспечивает саспенс спектакля. Принципиально декларативный характер конфликта пьесы, написанной Ибсеном в 1880-х (позади – «Бранд», «Кукольный дом» и «Пер Гюнт») и имеющей глубокие основания в политическом и общественном укладе тогдашнего норвежского общества, обретает новую актуальность. Она – в исступленной, выраженной через беспрестанную беготню, удары о дверь и прыжки главной героини, – борьбе за свободу подавленных желаний» - пишет театральный критик Кристина Матвиенко.
«Никому не сбежать от своих грехов. Совершенные поступки притаились за дверью, погребены в пепле камина, смотрят на нас из отражения в оконном стекле. Неважно, говорим мы или молчим – мы знаем о своих грехах, и это знание давит на плечи, словно промокший насквозь пиджак. Как нам удается быть так близко друг к другу, не чувствуя постоянного запаха плесени? Мы пытаемся распахнуть окна, чтобы все, что тянет нас назад, выветрилось. Мы дочиста моем полы, сжигая опасения. Мы кричим, отгоняя прочь милосердных и злобных духов. Мы бежим, пока не начинаем задыхаться, пока не перестаем думать. И мы тащим за собой спутника жизни – человека, которого любим – словно мешок, чтобы и он получил отпущение грехов.
Все, что мешало влюбленным со дня их встречи, обречено на смерть. Такова Ребекка. Она разрушает Росмерсхольм. И все для того, чтобы встретиться с избранным ею мужчиной. Без сожалений... Но для того, кто бежит от своей собственной совести, нет ни забвения, ни спасения. В Росмерсхольме, доме Божьем, они с Росмером становятся той самой первородной парой, утратившей невинность и обреченной на вечные гонения. Не имея веры и надежды, лишь любовь, они бьются изо всех сил, словно птицы, которым суждено умереть. Вечно на волоске от того, чтобы сдаться. Это птицы со сломанными крыльями. Кролл - лишь посланник Бога, который пытается вернуть их на путь, указанный Отцом Небесным, напоминая, что, даже если им удастся сбежать, по-настоящему спрятаться все равно не выйдет». Иоана Малау, ассистент по адаптации текста и драматургии спектакля