Спектакль Джемма ди Верджи
1834 год стал для Гаэтано Доницетти напряженным, но радостным. Одна за другой состоялись премьеры трех новых опер: за «Розамундой Английской» последовали «Мария Стюарт» и, под занавес уходящего года, «Джемма ди Верджи». Основой либретто была парижская новинка – пьеса Александра Дюма-отца «Карл VII среди своих вассалов» (1831). В отличие от Цезаря Кюи, в 1896–1898 годах превратившего ту же драму в оперу «Сарацин», Доницетти не стал так долго ждать и оказался прав. Не в пример опусу Кюи, его создание пришлось ко времени. «Джемма ди Верджи» – кровавая романтическая трагедия о легендарной эпохе –встала в один ряд с такими значимыми сочинениями, как «Лукреция Борджа» или «Эрнани».
Тоненькой ниточкой события «Джеммы» привязаны к событиям большой истории. В первом действии скороговоркой сообщается о подвигах Жанны д’Арк. Увы, в заявленном авторами 1428 году Орлеанская дева еще не успела их совершить. Местом действия назван замок Вержи, почему-то помещенный авторами в провинцию Берри. Однако развалины этого замка сохранились и находятся вовсе не в Берри, а в самом сердце Бургундии, на полпути из Дижона в Бон. Граф, супруг Джеммы, в опере тактично оставлен безымянным. Его прототипом мог быть Антуан де Вержи (1375–1439), маршал Франции, действительно воевавший с англичанами. Однако граф Антуан отнюдь не погиб в 1428 году. Вот, пожалуй, всё, что можно сказать по поводу историзма «Джеммы ди Верджи».
Чего еще нет в этой опере Доницетти? Нет ни местного (французского), ни восточного колорита: сарацинское происхождение Тамаса не оказало влияния на музыку его сцен. Нет также фантастических мотивов: ни явлений призраков, ни зловещих баллад, ни фей, ни русалок. Ничего этого и не могло быть в «Джемме», поскольку ее жанр – tragedia lirica, музыкальная трагедия, самая серьезная из тогдашних разновидностей оперы. Здесь герои благородны, страсти неистовы, и негоже от них отвлекаться ради пейзан и русалок.
Практически все сцены «Джеммы» написаны в форме, которую итальянцы в эпоху романтического бельканто без обиняков называли la solita forma – «обычная форма». Схема ее неизменна: речитатив, медленная певучая каватина, насыщенный событиями переход и – венец всего – виртуозная кабалетта с хором. Устоявшаяся, очевидная для опытных композиторов «обычная форма» позволяла писать новые оперы с огромной скоростью, что Доницетти и делал.
Международный успех «Джеммы» с быстротой молнии распространился от Петербурга до Нью-Йорка. В 1830 году «Фенелла» Обера спровоцировала начало революции в Бельгии – в 1848 году в Палермо исполнение «Джеммы» дало сигнал к началу сицилийской революции. Доницетти не хотел революции в Палермо. Его целью была мелодия – столь же прекрасная, сколь у его соперника Винченцо Беллини.
Отзывы о «Джемма ди Верджи»
Читайте про другие
события
Другие спектакли / опера
Жемчужина Адальмины
Не слишком известная широкой аудитории французская народная сказка учит детей проявлять милосердие и заботу, убеждая, что доброе сердце и кроткий нрав намного важнее богатства и власти.
Не только любовь
Рискованный сюжет про советскую деревню 1950-х, где колхозники обсуждают сев, играют в козла, гуляют на вечеринке и наблюдают за душевной драмой председательницы колхоза, неожиданно влюбившейся в молодого городского пижона.