Спектакль Аттила
Музыкальная драма Джузеппе Верди «Аттила» – настоящий исторический блокбастер, сравнимый с грандиозными кинолентами ХХ века. Действие происходит в 453 году, на сцене показана схватка варварских орд и латинской цивилизации. Гуннам и остготам противостоят герои во главе с неустрашимой римлянкой Одабеллой (по легенде, изложенной в «Старшей Эдде», Аттила был убит во сне одной из жен). Либреттист Темистокле Солера бросил недописанную оперу на полпути и уехал в Мадрид с женой-певицей Терезой Розмини. Этого ему Верди так и не простил. Либретто «Аттилы» закончил Франческо Мария Пьяве, и 17 марта 1846 года опера была впервые поставлена в Венеции на сцене театра Ла Фениче. В 1865 году для Парижской оперы Верди создал французскую редакцию, с балетными сценами.
Кошмарные сны, призраки, пророчества и предзнаменования в равной степени преследуют воина Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. И разве может романтическая опера обходиться без ужасных бурь, яда, заговора и любовных терзаний? Но «Аттила» отнюдь не принадлежит к беспросветно мрачным произведениям. История нашествия гуннов на Италию трактована с патриотическим пафосом и спроецирована на современность. Ключевое слово либретто – «patria», «родина», и гибель варвара-завоевателя от руки героини имеет целью внушить современникам Верди надежды на скорое освобождение родины.
Если логика поступков в опере временами хромает (следствие работы двух либреттистов!), это с лихвой искупается накалом романтических страстей и широким дыханием. Верди написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве номеров доминирует яркий героический стиль, в очертаниях мелодий угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос сделали вокальные партии «Аттилы» столь сложными, что в этом отношении опера не уступает «Набукко». На первом плане – четверо главных героев (сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести – скорее супергероев. Все четверо сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый исполняет большую героическую арию, которая включает речитатив, каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из таких арий занимают по целой картине оперы – вот она, нечеловеческая музыка! Сопрано и тенор сверх того наделены трогательными романсами.