Спектакль Священные чудовища
«Театр – это огромная печь. Тот, кто и не подозревает об этом, всё равно медленно поджаривается там или же сгорает мгновенно. Но театр и охлаждает рвение ледяным душем. Он действует против тебя огнём и водой». «Читать самого себя – вот чего хочет читатель… Мы все – больные и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях».
Жан Кокто.
Жан Кокто – знаменитый поэт, романист, драматург, эссеист, мемуарист, художник, киносценарист, актер и кинорежиссер – ворвался во французскую культуру в начале ХХ века и почти на всём его протяжении не переставал шокировать парижскую элиту возрожденческой новизной идей, опрокидывающих основы традиционного искусства. В 1940 году Кокто удивил Париж традиционностью интриги «Священных чудовищ». Пьеса о мире театра, с младых лет досконально изученном Жаном Кокто, так и осталась одним из самых малоизвестных и неразгаданных его произведений.
В центре внимания драматурга любовный треугольник: примадонна и хозяйка парижского театра Эстер находится на том гребне красоты, признания и славы, за которым неминуемо ждет период медленного увядания, ее обожаемый муж Флоран, и начинающая актриса Лиан, чьи робость и полудетская угловатость быстро сменяются беспардонностью. Эстер с достоинством отступает перед обстоятельствами, чтобы потом вернуться обновленной и прекрасной – уже в иную жизнь…
Действие «Священных чудовищ» разворачивается на перекрестье театральных судеб, под обнажающими лучами софитов. Жизнь и игра героев переплелись и спаялись в один болезненный комок: они забыли, что «человек, играющий в игру "искусство", сливается с тем, что связано с ним, рискуя обнаружить пролом в том, что с ним не связано».