Отзывы о "Спектакль «Подросток»"
Ф.М. Достоевский - едва ли ни самый пытливый исследователь человеческих душ в русской литературе. Окунуться в тонкую материю его философии - все равно что безоглядно броситься в бушующий океан, который затягивает в свои глубины. Стоит только погрузиться в его волны, как громада идей писателя придавливает сознание словно гигантская толща воды. И только самые отчаянные и смелые оказываются готовы лицом к лицу встретиться с творчеством автора, чтобы, пропустив через себя, воплотить на сцене его произведения. Это и сделали в МДТ-театре Европы, где 12 мая 2013 г. состоялась премьера спектакля "Подросток" по мотивам одноименного романа Ф.М. Достоевского.
Спектакль, поставленный учеником Л.Додина, режиссером О. Дмитриевым, продолжил традицию исследования человека, его непростых поисков своего идеала, собственного индивидуального пути, на котором ему неизменно приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью окружающего мира, с людской подлостью, со всей мерзостью действительной жизни, где вопреки христианским заповедям всеобщего братства, все чаще в дружеской улыбке ближнего угадывается волчий оскал.
Действие, заключенное в железный каркас декораций (А. Запорожский) , ведет главного героя, Аркашу Долгорукого (О. Рязанцев), по лабиринту мытарств, испытывая незрелую личность подковерными заговорами, лживой дружбой, корыстной любовью и предательством.
Железная клетка, в конторой живут герои Достоевского, превращается в средоточие всех пороков, собранных воедино, будто нарочно сконцентрированных в одном месте, чтобы как можно нагляднее представить грубую личину человеческого существа. И сделав шаг в этот лабиринт, Аркадий, которого автор называет Подростком именно в силу его духовных исканий, навсегда оказывается заложником жестоких правил жизни. И чем дальше он углубляется в коварный лабиринт, тем призрачнее становятся детские мечты о совершенной доброте и абсолютном благородстве.
Удел доброты и благородства - одиночество отверженного изгоя, предпочтительнее которого оказывается жизнь в стае по волчьим законам, где в полумраке невежества царствует повсеместная серость. Недаром цветовая палитра костюмов намеренно ограничена оттенками серого, обрамленного траурным черным. И только на миг проносится огненно-красная искра возможной любви, от которой вспыхивает платье княжны Ахмаковой (Е. Соломонова) и шарф, небрежно наброшенный на шею Долгорукого. Но на деле так ярко загоревшийся огонь оказывается несмываемым пятном кровавой ненависти, подлости и лжи.
Несомненно, "Подросток" - это не просто очередная попытка поразмышлять на вечные темы, более века назад затронутые Достоевским. Это испытание на душевную зрелость для каждого зрителя, который неизбежно оказывается перед нравственным выбором не только в зале театра, но и ежедневно, ежечасно, ежеминутно за его пределами.