Спектакль Конференция «Новая драма» рубежа XIX – XX веков
Научно-практическая искусствоведческая конференция, посвященная переломному периоду в истории театра — возникновению «новый драмы», явления, предопределившего становление профессиональной театральной режиссуры.
В рамках конференции, которая продлится в течение трех дней, выступят ведущие специалисты по истории зарубежного и русского театрального искусства. Петербургские и московские театроведы не ограничатся историческими докладами, но расскажут и о современных театральных течениях.
8 ноября (пятница) Дом актера им. К. С. Станиславского (Невский пр., 86)
Открытие конференции: 11.00 – 12.00
Пленарные доклады (Карельская гостиная)
Шах-Азизова Т. К. (Москва) «Новая драма в смене театральных эпох»
Юрьев А. А. (СПб.) «Хенрик Ибсен: начало “новой драмы” в отражениях режиссерского театра рубежа XIX – XX веков»
Перерыв
Параллельные секции: 12.30 – 17.00
Секция «“Новая драма”: проблематика и поэтика»
Храповицкая Г. Н. (Москва) «”Одинокие” Г. Гауптмана и “Росмерсхольм” Х. Ибсена: проблематика, композиция, символика».
Поринец Ю. Ю. (СПб.) «Х. Ибсен в оценке Г. К. Честертона»
Мацевич А. А. (Москва) «"Игра снов" Августа Стриндберга и лирическая драма Александра Блока "Незнакомка": некоторые типологические схождения»
Лисовская П. А. (СПб.) «Образы семьи в поздней драматургии Августа Стриндберга»
Чернышева Е. Г. (Москва) «Семантика ущербной телесности: от драмы “На дне” к “Последним” А.М. Горького»
Перерыв
Маркарян Н. А. (СПб.) «Музыкальная драматургия “Пиковой дамы” П. И. Чайковского как эстетический аналог “новой драмы”».
Горбатенко М. Б. (СПб.) «Одноактные драмы Артура Шницлера: поэтика, проблематика, провокация»
Жеребин А. И. (СПб.) «Ведекинд – Блок – Мейерхольд» Дунаева А. О. (СПб.) «Пантомима в ранних пьесах Франка Ведекинда»
Секция «”Новая драма” в театре и кинематографе XX века»
Таранова Е. П. (СПб.) «"Вишневый сад": начало (110 лет со дня премьеры)»
Булышева Е. В. (СПб.) «Л. Н. Андреев на сцене МХТ (1912-1913 гг.)»
Одесская М. М. (Москва) «”У жизни в лапах” Кнута Гамсуна в постановке К. А. Марджанова»
Ткач Т. С. (СПб.) «Первая студия МХТ: “новая драма” как путь к новым темам, формам и задачам на подмостках».
Перерыв
Чирва Ю. Н. (СПб.) «Драматургия А. М. Горького на ленинградской сцене 1950 – 60-х гг.»
Ульянова А. Б. (СПб.) «Виртуальные» спектакли Адольфа Аппиа: “Ундина”, “Маленький Эйольф” и “Драма на музыке”.
Самсонова П. В. (СПб.) «Постановка пьесы Хенрика Ибсена «Йун Габриель Боркман» в токийском Свободном театре (1909 год)»
9 ноября (суббота)
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (Учебный театр, Моховая ул., 35)
Пленарные доклады:
11.00 – 12.10 Молодцова М. М. (СПб.) «Особенности итальянской “новой драмы”» Меркулова М. Г. (Москва) «Этапы эволюции английской "новой драмы" конца XIX – начала XX вв.».
Перерыв
Параллельные секции:
12.40 – 16.30 Секция «“Новая драма”: проблематика и поэтика»
Максимов В. И. (СПб.) «О границах “новой драмы”»
Некрасова И. А. (СПб.) «Образы Средневековья в “новой драме” конца XIX – начала XX вв.»
Осипова О. К. (СПб.) «”Новая драма” и французские социальные пьесы»
Исаева Е. И. (Москва) «Традиции “новой драмы” в драматургии ХХ века: Бернард Шоу и Евгений Шварц – утверждение нового типа конфликта»
Перерыв
Степанова П. М. (СПб.) «Влияние "новой драмы" на теорию и практику С.-И. Виткевича»
Демченко Н. (СПб.) «Эден фон Хорват, "новая драма" и "новая деловитость": к вопросу о функции авторских ремарок»
Стоева Н. В. (СПб.) «Драматургия имажинистов: от комедии до трагедии»
Османова К. О. (СПб.) «Поэтика раннего театра М. Метерлинка и ее влияние на драматургию абсурда» Секция «”Новая драма” в театре и кинематографе ХХ века»
Титова Г. В. (СПб.) «Мейерхольд: Товарищество новой драмы»
Шибаева Н. (СПб.) «Пьесы Бернарда Шоу в творчестве Эрвина Аксера»
Клейман Ю. (СПб.) "Рождение новой драмы в Америке: Сьюзан Гласпелл, Юджин О'Нил и театр "Провинстаун Плейерс".
Цимбал И. С. (СПб.) «”Лебединая песня” А. П. Чехова в сценических воплощениях русских и американских актеров»
Перерыв
Свистунович Д. (СПб.) «Сценические интерпретации "Свадьбы" С. Выспяньского на сцене краковского Городского театра (1901-1991)»
Соломкина Т. А. (СПб.) «Драма крика» на немецкой сцене и в кино»
Скороход Н. А. (СПб.) «Влияние “новой драмы” на кинотекст Ингмара Бергмана»
Боборыкина Т. А. (СПб.) «За кулисами сюжета: “новая драма” в балетном театре»
10 ноября (воскресенье) Александринский театр (Пл. Островского, 6)
Пленарные доклады:
11.00 – 12.00 Владимирова А. И. (СПб.) «Морис Метерлинк: в поисках жанра».
Богданова П. Б. (Москва) «Чехов: пьесы потока»
Перерыв
Секция «”Новая драма” на сегодняшней сцене»:
12.20 – 14.40
Коваленко Г. В. (СПб.) «Проблема адаптации классики: “Маленький Эйолф” Г. Ибсена и “Миссис Аффлек” С. Адамсона»
Юрьев А. А. (СПб.) «Ибсен на сегодняшней петербургской сцене»
Ряпосов А. Ю. (СПб.) «Спектакль Марка Захарова “Пер Гюнт” (Ленком, 2011)».
Ткач Т. С. (СПб.) «Бунт и страдания фрекен Жюли в российских спектаклях эпохи перемен»
Платунов А. В. (СПб.) «Драматургия Чехова в сегодняшнем театральном репертуаре Петербурга»
Годованная Е. В. (СПб.) «”Синяя птица” М. Метерлинка: сценография спектаклей МХТ (1908) и Александринского театра (2010)»
Перерыв
Круглый стол с участием театральных практиков (режиссеров и сценографов): 15.00 – 17.00