Спектакль Набукко
Опера в 4-х действиях. Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке).
В основу оперы Верди «Набукко» положен библейский образ царя Навуходоносора. В Библии он наделен двойственным значением. С одной стороны, Навуходоносор – жестокий тиран, злой мучитель, отправивший в раскаленную печь трех еврейских отроков. С другой стороны, он мудрый правитель, по-своему благоволивший к плененному им еврейскому народу и избравший себе в собеседники пророка Даниила; человек, прошедший сложный духовный путь от упоения земным могуществом к признанию Бога и примирению с Ним. С именем Навуходоносора связаны возрождение Вавилона и новая попытка достроить Вавилонскую башню. Но перед Богом намерения царя безумны, и Навуходоносор оказывается прóклятым: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою!»
В оперном либретто Темистокле Солеры ветхозаветный мотив самовозвышения, наказания безумием и покаяния переплетается с полностью вымышленными или заимствованными из других источников сюжетными линиями. К основной линии, дающей композитору возможность эффектно изобразить сцену проклятия и последующее безумное состояние Набукко, либреттист присоединил мотив столкновения двух народов – вавилонян и иудеев, добавил сюжет соперничества двух дочерей Набукко и обозначил традиционную любовную интригу. Все это предназначалось для немецкого композитора Отто Николаи, который за оперу так и не принялся.
Шел 1840 год – самый страшный в жизни Верди. Один за другим от непонятных болезней умирают сначала дети композитора, а затем и его жена Маргерита. Летом 1840-го Верди остается совершенно один. По злой иронии судьбы он должен был завершить комическую оперу («Король на час, или Мнимый Станислав»). Провал оперы стал последним ударом по самообладанию Верди. Последовавшая глубокая депрессия привела к тому, что он зарекся когда-либо сочинять оперы.
Рождение «Набукко» – первой настоящей вердиевской оперы – происходило против воли автора. Несмотря на сопротивление композитора, судьба и талант заставляли его записывать нотные строчки.
Можно сказать, что в этой опере Верди впервые обретает свое лицо. В «Набукко» появляется первый настоящий вердиевский герой, точнее, героиня – ревнивая и коварная дочь вавилонского царя Абигайль. Не имеет значения то, что эта роль – абсолютно отрицательная. Главное – ее внутренняя сила, темперамент и страсть. Верди впервые создает партию «неистового сопрано», используя регистровые контрасты для усиления драматической характеристики персонажа. А главным драматургическим персонажем «Набукко» становится хор. Хоровые эпизоды – истинное достояние этой партитуры. Новая музыкальная интонация Верди призвана отразить эмоции толпы. С этого началось сочинение оперы – взор композитора упал на случайно открывшуюся страницу либретто с текстом «Лети, моя мысль, на золотых крыльях…». Хор плененных иудеев, молящихся о спасении, библейская надежда, в них заключенная, – скорбная, трепетная и сильная одновременно, перекликающаяся с псалмом Давида «На реках Вавилонских», – вдохновили Верди на истинный шедевр.
Отзывы о «Набукко»
Читайте про другие
события
Другие спектакли / опера
Жемчужина Адальмины
Не слишком известная широкой аудитории французская народная сказка учит детей проявлять милосердие и заботу, убеждая, что доброе сердце и кроткий нрав намного важнее богатства и власти.
Не только любовь
Рискованный сюжет про советскую деревню 1950-х, где колхозники обсуждают сев, играют в козла, гуляют на вечеринке и наблюдают за душевной драмой председательницы колхоза, неожиданно влюбившейся в молодого городского пижона.