Спектакль Графоман
Спектакль о любви, о двух людях, которые вернулись друг к другу. О том, что каждый из нас — графоман своей жизни: мечтая об одном, мы соглашаемся на что-то меньшее, на бегу пролистывая жизненные страницы и не замечая тех, кто действительно нам дорог…
Странный и незаметный мужчина, пройдя войну, работает инженером по технике безопасности, а ночью пишет стихи. Женщина, которая от лица поклонницы-незнакомки завела с мужем «почтовый роман». Про утекающее время и возможности, про случайные взгляды и неслучившиеся встречи. Про то, как нелепо и коряво сочиняем мы свою жизнь. Но… «стыдно быть несчастливым», - говорил Александр Володин, и, по всей вероятности, был прав…
Отзывы о «Графоман»
Мысли вслух
Когда-то Александр Володин сказал: "Жизнь - это такое воспоминание".... И вот премьерой театра им. Комиссаржевской «Графоман» мы и вспомнили ту жизнь.
В советской драматургии 60-х годов не было писателя, драматурга, который бы, как в свое время А. Чехов, занимался «исследованием человеческой души», всех ее проявлениях и оттенках. А в наше «бешеное» по скорости, время некогда остановиться, задуматься, понять почему что-то происходит так, а не иначе.
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой...
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Этими стихами А.Володина начинается действие спектакля.
Как хорошо, что вновь обратились к пьесе Володина — к таким сомневающимся людям, неуспешным, но постоянно думающим, и в мыслях которых рождается истина. Собственно эти черты менталитета, русского, советского менталитета, в массе свойственные, выросшим в Советском Союзе, как бы не передергивалось все в последнее время. Сам Володин — яркий представитель писателя, выросшего на этих ценностях.
И такой спектакль вдруг появился — браво! Браво тому, что это спектакль для думающих людей! В этом и состоит предназначение театра — дать толчок человеку, «обратиться» к его «голове», заставить, в концов думать, человека думать — ведь он же ЧЕЛОВЕК!
В наше время так проникновенно-чувствующих писателей просто не существует — все делают «быстрые» деньги, и это грустно. Режиссер А. Баргман вдохнул в спектакль «Графоман» подлинную жизнь с ее противоречиями, несовершенством и т. д. И пусть эта жизнь, пусть этот «социализм с получеловеческим лицом», но это живая жизнь, это наша прошлая жизнь со всеми ее недостатками!
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой...
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Этими володинскими стихами начинается действие спектакля. Перед нами «вспыхивают» разные человеческие истории, грустные и смешные, трогающие за душу и не оставляющие равнодушными никого из зрителей. В спектакле всего в меру — и музыки, отражающей все оттенки настроений и дополняющей стремительно развивающееся на стене действие, иногда умиротворяющей, иногда позволяющей самому додумать мысль, звучащую в монологе. Минимум декораций, а если и есть, то только, что отражает главное, то, что запомнилось, осталось в памяти — например, скамейки, именно выкрашенные зеленым цветом скамейки... И все разговоры, монологи, все заряжено и свойственной в те времена бескомпромиссностью суждений, но и одновременно все это - акварель, нежна и ненавязчивая.
Хочется выделить главного героя спектакля скромного инженера по технике безопасности Мокина в исполнении Сергея Бызгу. Во многом это спектакль-монолог, ведь от скучной советской действительности Мокин - тихий, ранимый, порой смешной и нелепый - спасается в своем тайном увлечении - сочинении стихов. От затягивающей, безнадежно глупой действительности возможно убежать только таким образом, тренирую свой мозг, придумывая, додумывая ситуации, создавая свой мир. Периодически происходит столкновение мира реального и мира, придуманного самим Мокиным, и вот тогда рождаются пронзительными, обнаженные до нерва монологи, когда зритель, затаив дыхания, слушает Мокина - Сергея Бызгу, абсолютно верит ему, переживает за него. Артист умеет достучаться до каждого сердца и никого не оставляет равнодушным. Перед зрителями проходит трогательная история человеческого одиночества, а потом, по мере развития, понимаешь,что люди одиноки и непоняты практически все в этом городе, да и вообще в стране. Но... как, писал в своей очерке Вл. Короленко, «человек рожден для счастья, как птица для полета», и за это счастье можно и нужно бороться любыми, пусть и призрачными, способами. Ведь Душа человека живет и дышит для счастья. Поэтому инженер Мокин так остервенело, как заклинание повторяет: "
Стыдно быть несчастливым".
И каждый раз, когда я несчастлив, я твержу себе это:
"Стыдно, стыдно, стыдно быть несчастливым!"
И сразу вспоминаются стихи замечательного поэта Н.Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Хочешь быть счастливым – будь им". Для этого нужно, в основном, научиться управлять собой. Счастье – это состояние. Счастье – это то, что вы чувствуете. Счастье – это состояние Души. Это настрой вашей Души, в котором вы живете.
Перед зрителями «прошла» Азбука жизни и любви!
Изумительный, ажурный, добрый, мудрый спектакль — побольше бы таких!