Театр Романа Виктюка (Москва)
Театр Романа Виктюка открылся в 1990 премьерой второй редакции пьесы Жене «Служанки» (первая была поставлена в театре «Сатирикон» в 1988), но фактически существовал задолго до этого Виктюк ставил спектакли на разных сценах, сотрудничая с Театром на Таганке, МХАТом, «Современником», Театром имени Евг. Вахтангова, Театром имени Моссовета и др.
Постановочное изобилие спектаклей, их изысканная чувственность и избыточная манерность рождают своеобразный принцип «многосерийности», когда каждый последующий спектакль кажется продолжением предыдущего. Выбор репертуара определяется пристрастиями режиссёра к экстраординарным ситуациям и зачастую к аномальным человеческим чувствам: «М. Баттерфляй» Хуана, «Лолита» Набокова, «Рогатка» и «Полонез Огинского» Коляды, «Фердинандо» Руччелло (все — 1994), «Любовь с придурком» Франчески (1995), «Священные чудовища» Кокто (1996), «Философия в будуаре» (по произведениям маркиза де Сада, 1996). Театр Виктюка в первую очередь — режиссерский театр. Не случайно имя режиссера вынесено в название театра.