Мода на вещи ручной работы (или, как сегодня принято называть их, хэнд-мейд) общеизвестна. Особенно актуальной эта тема становится под Новый год, когда хочется сделать родным и близким особенные, нетривиальные подарки.
Чтобы помочь читателям «ВД» сделать такие подарки, а может быть, и выбрать себе в новом году новое увлечение, мы решили пообщаться с несколькими мастерами, которые работают в разных техниках хэнд-мейда, и поинтересовались у них, как они сами увлеклись хэнд-мейдом и что бы посоветовали начинающим. В качестве подарка каждый мастер своего дела предложил доступный для читателей журнала небольшой мастер-класс по изготовлению маленького новогоднего сюрприза.
На все руки — не о. Источник: На все руки — не о. Автор: На все руки — не о
Даша Смирнова
дизайнер текстиля
— Как начиналась ваша история хэнд-мейда?
— В университете мне пришлось столкнуться с изобилием техник и материалов декоративно-прикладного искусства. Текстиль сразу стал моим фаворитом, а батик – любимым материалом. Батик можно назвать очень «богатой» техникой по количеству специальных художественных эффектов, которые получаешь в результате. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Хорошо овладев техникой, обычную белую ткань можно превратить в настоящее произведение, изобразив на ней все, что душе угодно!
— Расскажите о своей любимой технике хэнд-мейда.
— Техника росписи тканей пришла с Востока, а само слово «батик» яванского происхождения. Из Индонезии, а затем Индии и Бирмы батик распространился во многие страны – в первую очередь, в Китай и Японию. В Индонезии и некоторых областях Центральной Явы до сих пор сохраняют эту роспись при создании церемониальной ткани. В Европе батик появился в XIX веке в Голландии как результат торговли с Индией. А в Германии технику батика поставили на поток. В России батик появился в 20–30-е годы прошлого века. В зависимости от способа нанесения рисунка на ткань, различают горячий и холодный батик. Существует простой батик (в одно покрытие) и сложный батик (в несколько перекрытий).
— Советы начинающим.
— Начинайте с техники холодного батика, его можно освоить и в домашних условиях. Важным этапом является работа над эскизом – исправить что-то во время росписи будет уже сложно. Совершенствоваться можно, читая книги, просматривая обучающие фильмы и посещая мастер-классы.
— Мастера и мастерские.
— «Детская творческая мастерская» ГОУ ДОД ДДТ «Фонтанка-32» (п/р Н. А. Олейник); Курсы «Технология росписи тканей. Батик: повышение квалификации» при РГПУ им. Герцена.
Мастер-класс: Новогодняя открытка от Даши Смирновой.
На все руки — не о. Источник: На все руки — не о. Автор: На все руки — не о
Даша Лапшина
дизайнер
— Как начиналась ваша история хэнд-мейда?
— Тяга к творчеству у меня с детства: я занималась на курсах росписи по дереву, рисовала в свое удовольствие. Высшее образование получила экономическое, но именно хобби стало моей любимой работой. И сейчас я активно участвую в выставках хэнд-мейда в Петербурге.
Начала с росписи одежды, потом вернулась к росписи украшений из дерева, занимаясь еще множеством других вещей. С техникой работы с фетром познакомилась на одной из выставок и сразу увлеклась. И теперь в моих интернет-магазинах можно найти разнообразные изделия из фетра: елочные игрушки, модные в этом сезоне воротнички, серьги с браслетами, выполненные в сочетании двух моих любимых материалов – дерева и фетра.
— Расскажите о своей любимой технике хэнд-мейда.
— Фетр – это тот же войлок и один из самых древних материалов. Еще кочевники Центральной Азии в период неолита научились валять шерсть и делать из нее грубую одежду и свои дома – юрты. Фетр получают путем валяния пуха различных животных и отходов меха.
Существует и синтетический фетр, изготовляемый из 100%-ного полиэстера, приятный на ощупь и менее мягкий, чем натуральный или хотя бы частично натуральный. Продается фетр листами разных размеров (чаще всего – 20 х 30 см), разной толщины. Фетр прост в обращении, не требует специальных навыков (его легко сшить, склеить, согнуть). Главное – это ваша фантазия и аккуратность. Интерес к фетру сегодня растет, поскольку он прост в обращении и разнообразен в применении – из него можно изготавливать все: от украшений до предметов интерьера.
— Советы начинающим.
— Самый большой выбор фетра – в Интернете, но есть он и в магазинах с товарами для творчества – купить его так проще и менее рискованно. Фетр не требует никакой предварительной обработки. Края его не осыпаются. Фетр и изделия из него можно стирать, лучше всего вручную, без трения, в мыльной воде. Пыль и волосинки можно убрать с помощью ролика с липкой лентой для чистки одежды.
— Мастера и мастерские.
— Сейчас много мастеров, работающих с фетром, и многие из них меня постоянно вдохновляют на создание чего-то особенного. Вот некоторые из них: Dana Zeberga; Odile Gova; Cynthia Treen; vk.com/spring_holiday; www.livemaster.ru/dashalook.
Мастер-класс: Мандарины на елке от Даши Лапшиной.
На все руки — не о. Источник: На все руки — не о. Автор: На все руки — не о
Полина Козлова
мастер
— Как начиналась ваша история хэнд-мейда?
— Мыло и косметика ручной работы восхищали меня всегда. Когда я видела в магазине отдел с «живой» косметикой – я скупала и пробовала все, на что хватало денег. А цены на такие средства для ванной всегда несколько выше, чем на наполненные до краев разной химией, поэтому и пришла идея попробовать сделать своими руками.
Первый «мыльный шедевр» – мыло с добавлением молока, овсянки и меда – я создала благодаря моей знакомой, которая изредка варила мыло для себя. Результат впечатлил! И с тех пор я не могу остановиться: хочется создавать новые рецепты, воплощать идеи по внешнему виду, цвету и составу мыла, экспериментировать с ароматами, маслами, красителями, травами, отварами, медом, приправами, соками... Я делала даже мыло с красным перцем – очень бодрит! Это необыкновенно творческий процесс создания «чего-то» из, практически, ничего.
— Расскажите о своей любимой технике хэнд-мейда.
— Домашнее мыловарение зародилось на Западе. А когда в нашей стране оно стало входить в моду, мыльную основу, красители и другие компоненты достать было практически невозможно. В последнее время мыловарение для многих стало увлекательным хобби, которое развивает чувство прекрасного и помогает оценить полезные свойства природы, – приходится собирать и сушить травы, цветы, другие растения. В такие моменты лично я чувствую себя колдуньей или, как минимум, знахаркой.
— Советы начинающим.
— Решившись на это «мыльное дело», подумайте, готовы ли вы тратить деньги и время на мыловарение. Дело это заразительное, «вылечиться» от него практически невозможно. В продаже в специализированных магазинах есть все необходимое: мыльные основы, формы, ароматизаторы, красители, различные масла и другие компоненты.
Не экспериментируйте с детским мылом – часто получаются мягкие, бесформенные куски, ничем не напоминающие вашу задумку. А если добавлять в мыло слишком большое количество масел, то они будут выступать на его поверхности капельками, а мыло будет очень плохо мылиться. Не добавляйте в мыло свежие фрукты, цветы и соки с мякотью – они плесневеют в мыле. Если вы брали свежие продукты, то сразу же начинайте использовать мыло!
— Мастера и мастерские.
— Больше мыла здесь: vk.com/SuchSoap; vk.com/glam_soap; vk.com/milberry.
Мастер-класс: Новогоднее мыло с тематическим рисунком от Полины Козловой.